1 апреля 2025 г.

Увеличить
Рис. 1. Индекся настроений в науке по задачам Стратегии. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 2. Оценки настроений в науке по приоритетам научно-технологического развития. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 3. Оценки ожиданий по приоритетам научно-технологического развития. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе результатов опроса, проведенного в ходе третьего раунда исследования «Делаем науку в России», проанализировал условия для выполнения ключевых задач обновленной в феврале 2024 г. Стратегии научно-технологического развития России (далее — Стратегия).

Исследование «Делаем науку в России» продолжает проект Doing Science (реализован ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в 2017 и 2022 гг.) и нацелено на комплексный анализ состояния и перспектив развития российской науки, а также оценку мер научно-технической политики. В рамках третьей волны (октябрь—ноябрь 2024 г.) были опрошены представители 719 университетов и научных организаций (респондентами выступили руководители или их заместители по научной деятельности — как лица, формирующие повседневные управленческие практики, которые непосредственно влияют на результативность науки и эффективность государственного регулирования).

Ранее представленные результаты новой волны опроса по проекту «Делаем науку в России» характеризуют настроения ученых в целом и занятых в организациях, участвующих в программе «Приоритет 2030», спрос на меры политики, развитие кадрового потенциала и взаимодействие с обществом.

Выполнение задач Стратегии

Решение обозначенных в Стратегии задач зависит от множества факторов, определяющих функционирование отечественного сектора исследований и разработок (ИР) и относящихся к развитию кадрового потенциала, финансированию, материально-технической базе науки и т. д. Результаты нового раунда исследования «Делаем науку в России» позволили связать оценки делового климата с этими задачами (рис. 1).

Согласно полученным результатам, наиболее благоприятная ситуация в настоящее время складывается c созданием возможностей для выявления и воспитания талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки и технологий: индекс настроений по этой задаче составил 3,59 балла из пяти. Умеренно позитивно обстоят дела с факторами, характеризующими состояние инфраструктуры для проведения научных ИР (3,38 балла) и возможности формирования эффективной системы взаимодействия науки, технологий и производства (3,34 балла).

Нейтральные оценки даны сложившейся системе управления наукой и технологиями (включая вопросы финансирования и регулирования этой сферы), а также возможностям международного научно-технического сотрудничества (3,06 и 3,02 балла соответственно).

Опрошенные ожидают, что на фоне предпринимаемых государством и бизнесом усилий в ближайшие три года удастся улучшить результаты по всем пяти направлениям реализации задач Стратегии: прогнозные оценки превышают текущие на 0,32–0,42 балла.

Реализация приоритетов научно-технологического развития

В развитие положений Стратегии был принят Указ Президента России от 18.06.2024 № 529 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий». Организации-участники опроса «Делаем науку в России» указывали на соответствие проводимых ими работ одному либо нескольким приоритетам, что дало возможность оценить состояние и выявить «узкие места» развития науки по соответствующим направлениям. По большинству из них оценки текущей ситуации оказались сдержанно позитивными (3,26–3,46 балла) (рис. 2). Наиболее проблемными факторами по всем без исключения приоритетам стали недостаточные возможности привлечения средств из иностранных источников, получения прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и их коммерциализации за рубежом (1,63–1,90 балла сейчас, 2,05–2,64 — в будущем).

В то же время опрошенные выделили и ряд аспектов, критичных для отдельных приоритетных областей. Так, нехватка отечественных систем ИИ, применяемых для исследовательских целей, больше всего беспокоит представителей направлений «Высокоэффективная энергетика» и «Информационная безопасность» (2,81 и 2,91 балла соответственно). Последние также сильнее всего ощущают административную нагрузку вследствие проверок контрольно-надзорных органов (2,91). Трудности взаимодействия с иностранными учеными особо проявляются в сфере «Интеллектуальных транспортных систем» (2,71 балла).

Отмечаются сложности в части коммерциализации создаваемых РИД по направлению «Укрепление социокультурной идентичности» (2,69 балла) и кооперации с бизнесом: наличие совместных исследовательских лабораторий и центров оценено ниже среднего по таким приоритетам, как «Обеспечение здорового долголетия» (2,58 балла), «Укрепление социокультурной идентичности» (2,71), «Рациональное природопользование» (2,1) и «Высокопродуктивное сельское хозяйство» (2,47). Занимающиеся вопросами здорового долголетия организации также недостаточно удовлетворены наличием/работой совместных базовых кафедр с компаниями (2,58).

В трехлетней перспективе ожидается фронтальное улучшение ситуации в науке по всем приоритетным направлениям (до 3,59–3,85 баллов, рис. 3). При этом по-прежнему проблемным по большинству из них останется вопрос административной нагрузки при проверках контрольных органов (3,15–3,26 балла). Представители направления «Информационная безопасность» не ждут существенных улучшений в части отчетности по НИОКР (3,35 балла). Развитие «Интеллектуальных транспортных систем» может сдерживать ограниченный доступ к зарубежным базам данных (3,37 балла), а «Высокопродуктивного сельского хозяйства» — недостаточное финансирование исследований со стороны госкомпаний (2,92 балла).

Комментирует Гохберг Леонид, первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ: «Стратегия научно-технологического развития России — центральный документ стратегического планирования, определяющий задачи и приоритеты развития этой сферы до 2030 г. и на дальнейшую перспективу. Как показывают результаты нашего исследования, достаточно успешно решаются задачи Стратегии, связанные с формированием условий для построения научной карьеры, а также с созданием современной исследовательской инфраструктуры. Этому способствовал ряд государственных инициатив последних лет, направленных на привлечение молодежи в науку (президентские стипендии аспирантам, молодежные лаборатории), поддержку ведущих ученых (перезапуск программы мегагрантов), обновление приборной базы ведущих организаций. Что касается приоритетов научно-технологического развития, то, с учетом довольно широких формулировок, большая часть организаций сферы науки так или иначе вовлечена в их реализацию. В то же время наблюдаемые различия в условиях для научной деятельности между этими приоритетными направлениями, очевидно, требуют и дифференцированного подхода к системе их господдержки».

Источники: результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.

Источник: Сергей Бредихин и Михаил Гершман, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ