11 декабря 2024 г.
Долгие годы системы видеоконференцсвязи глобальных вендоров не просто доминировали на российском рынке, но задавали крайне высокие стандарты качества и надёжности коммуникаций, — дотянуться до которых отечественным разработкам было довольно-таки непросто. Как обстоят сегодня в этом отношении дела у ВКС-решений, продолжающих оставаться официально доступными российскому каналу и заказчику?
Видимые перемены
Соотношение инсталлированных на данный момент у российских заказчиков систем ВКС зарубежных и отечественных вендоров явно уже отличается от того, каким оно было до февраля 2022 г. Тем не менее, часть клиентов продолжают эксплуатировать системы покинувших Россию брендов (целиком зарубежных либо в гибридном варианте), — а значит, что-то удерживает их пользователей от скорейшего перехода на российские аналоги.
Объедините коммуникации вашей компании в Squadus PRO
В ноябре 2024 г. российский разработчик офисного ПО МойОфис выпустил цифровое рабочее пространство Squadus PRO — новый корпоративный продукт для общения и совместной работы в командах.
Теперь из интерфейса одного приложения пользователи могут организовывать видеоконференции (ВКС), управлять календарем и контактами, вести беседы в чатах и каналах, а также создавать и редактировать документы, хранить файлы в облаке организации и управлять доступом к ним. При этом, все пользовательские данные всегда будут под надежной защитой: каналы Squadus PRO защищены шифрованием, доступна двухфакторная аутентификация и мониторинг событий безопасности.
Многие заказчики рассматривают платформу в качестве российского аналога иностранных решений, поскольку в Squadus PRO много привычных и удобных функций. Однако продукт не является их точной копией. Конференции в Squadus PRO обладают как базовыми, так и продвинутыми функциями для комфортного обсуждения задач и совместной работы над проектами. Например, продукт поддерживает работу с документами, активный чат конференций, сквозной поиск, ленту активности, папки для чатов, групповые теги и раздел с непрочитанными сообщениями.
МойОфис предлагает заказчикам проработанную бесшовную миграцию со всех популярных зарубежных решений: знакомый интерфейс, сценарии совместной работы и истории чатов позволяют перейти на отечественный продукт в короткие сроки.
Чтобы приобрести Squadus PRO, компаниям не потребуется доплачивать за лицензирование на сервере или подсчитывать серверные лицензии, поскольку лицензия приобретается на пользователя. На выбор есть лицензии на один или три года с гибкими условиями.
Squadus PRO доступен в настольном и веб-приложении, а также работает на всех популярных платформах и устройствах.
Протестируйте возможности Squadus PRO в своей команде.
Реклама ООО «НОВЫЕ ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», ИНН: 7703807270
В качестве примеров преобладавших прежде на российском рынке ВКС зарубежных решений Сергей Герук, продакт-менеджер цифрового рабочего пространства для совместной работы и корпоративного общения Squadus компании «МойОфис», называет системы преимущественно в формате SaaS (например, MS Teams, Zoom), а также гибридные модели с локальной инсталляцией, такие как Skype for Business: «После введения санкций и ухода зарубежных брендов значительная часть пользователей, особенно в госсекторе, перешла на отечественные аналоги. На SaaS-рынке переход оказался заметнее, так как Microsoft Teams стал недоступен, что стимулировало спрос на российские решения. Сегодня соотношение между зарубежными и отечественными системами ВКС изменилось кардинально. Если раньше доля российских систем была около 30%, то теперь она составляет около
Ожидается, продолжает эксперт, что использование российских решений продолжит расти: «Санкции и отсутствие официальных подписок на западные сервисы ускоряют этот процесс. Продлить подписку на Microsoft Teams официально невозможно, что привело к появлению так называемого „серого рынка“, где доступ к сервису предоставляется через аккаунты, зарегистрированные в странах СНГ, — например, в Казахстане. Однако данная схема не является легальной, и многие компании, особенно те, которые работают с государственными контрактами, избегают её, переходя на отечественные решения. Таким образом, переход от Teams стал заметным уже с 2022 года. Кроме того, важно учитывать, что ВКС перестали быть единственным средством коммуникации. С развитием мессенджеров, которые обеспечивают быструю и удобную связь, потребности в ВКС сокращаются, особенно для оперативных задач. Таким образом, наблюдается тенденция к интеграции ВКС с мессенджерами в рамках комплексных решений, что также становится приоритетом для отечественных разработчиков».
Алексей Кирсанкин, начальник отдела видеоконференцсвязи АМТ-ГРУП, подтверждает заметную перемену в соотношении инсталлированных систем ВКС у российских заказчиков: «Многие компании начали активный переход на российские аналоги, и соотношение это теперь составляет до 25% зарубежных решений и 75% отечественных. На рынке всё ещё присутствуют зарубежные системы вендоров, покинувших Россию, в том числе в гибридном варианте, где продукты могут функционировать с локальными сервисами. Клиенты продолжают использовать их, зачастую из-за привычки, стабильности их работы или специфических функциональных возможностей, которые временно не поддаются замене. Кроме того, компании могут испытывать трудности с миграцией из-за масштабности внедрения, необходимости обучения сотрудников и адаптации бизнес-процессов. Возможности и предложения отечественных производителей развиваются, и со временем пользователи могут полностью перейти на них, если они смогут удовлетворить требования по функциональности и надёжности».
«По нашей оценке, — говорит Петр Есилевский, руководитель направления PRO-AV ГК
В связи с этим, продолжает эксперт, крупные российские заказчики и госструктуры пока не стремятся полностью отказаться от внедрённых решений: «Но уже постепенно рассматриваются варианты совмещённого использования. То есть инфраструктуру от иностранных производителей они стараются оставить как можно дольше, но постепенно закупают и рассматривают российские продукты систем ВКС. В целом текущее соотношение инсталлированных систем, на мой взгляд, поменялось не так сильно: 60:40 в пользу иностранных производителей. А вот если говорить о том, какие решения востребованы сейчас в запросах, то тут расклад поменялся колоссально в пользу российских брендов и составляет примерно 70:30 в пользу отечественных производителей. Причём, если выделить „тяжёлые“ программно-аппаратные решения, такие как многоточечные серверы, облачные решения, то тут соотношение и вовсе составит 80:20 в пользу российских производителей. Чуть похуже обстоят дела в направлении оконечных устройств: камеры, микрофонные решения и проч. Здесь соотношение составит 60:40 в пользу иностранных и преимущественно китайских брендов, которые до сих пор активно продают свои решения на российском рынке. Итого, соотношение объёма запрашиваемых в настоящее время решений по направлению ВКС сейчас в среднем примерно 70:30 в пользу российских производителей».
Максим Смирнов, заместитель генерального директора IVA Technologies, подтверждает, что соотношение инсталлированных систем ВКС на российском рынке изменилось в сторону увеличения доли отечественных решений, и что этот показатель с каждым годом растёт: «По данным исследования J’son & Partners, доля отечественных корпоративных решений на российском рынке в 2024 году составляет 50%, к 2028 году аналитики прогнозируют их рост до 90%. Такому темпу способствуют как геополитическая ситуация и законодательная политика, так и повышение качества и функциональности российских разработок. Сегодняшние отечественные решения для ВКС превосходят зарубежные аналоги, предлагая адаптированные к нашему рынку и законодательству продукты, которые удовлетворяют все потребности бизнеса. Российские компании успешно замещают таких зарубежных гигантов, как Microsoft, Zoom, CISCO, Avaya и других. Несмотря на рост доли отечественных решений ВКС, некоторые предприятия в России до сих пор продолжают использовать зарубежные аналоги. Сложившиеся пользовательские привычки по использованию иностранных сервисов и вложенные финансовые средства являются сдерживающим фактором для замещения иностранных продуктов в сегментах B2B и B2C. Тем не менее, риски хакерских атак, утечек и отключения сервисов, влекущие остановку бизнес-процессов, а также устаревание систем иностранных вендоров в связи с отсутствием действующей технической поддержки способствуют активному переходу на российские решения».
На исследование востребованности коммуникационных платформ в крупных российских компаниях аналитической компании TAdviser, проведённое в конце 2023 года, ссылается Елизавета Покровская, руководитель партнёрских продаж «МТС Линк»: «Выяснилось, что только 1% респондентов использует исключительно западные сервисы для ВКС, а 42% процента планировали к концу 2024 года полностью перейти на отечественные аналоги. Можно отметить, что подавляющее большинство предприятий крупного бизнеса уже перешло на отечественные решения, предварительно протестировав несколько вариантов. Но эта цифра далека от 100%. Мы видим, что некоторые компании по инерции ещё используют зарубежные платформы или оставляют их „под рукой“ в качестве резервных. Внедрение нового ПО — это всегда серьёзный шаг. Необходимо проводить интеграцию с существующими программными продуктами, обучать сотрудников. Однако и работать с иностранными сервисами становится всё сложнее: с сентября вступил в силу новый пакет санкций против облачных платформ, действие лицензий заканчивается, оплачивать новые становится проблематично. Кроме того, бизнес осознает риски сохранности данных, а некоторым видам организаций законодательно запрещено использовать западное ПО. Ускоряет переход и явное повышение качества продуктов отечественных вендоров. Многие из них оперативно отвечают на запрос корпоративного рынка».
По опыту Алексея Исаева, руководителя департамента инфраструктурных решений и направления корпоративных сетей компании «Оптивера», внедрение ВКС в принципе вышло на новый уровень после «ковидного года»: «Ранее ВКС себе позволяли в основном крупные организации и корпорации с филиальной структурой, теперь же это и рядовые предприятия среднего и малого бизнеса. Одинаково внедряются как отечественные решения, так и решения из дружественных стран. Многие крупные компании тщательно взвешивают, стоит ли им в ближайшем будущем переходить к импортозамещённым вариантам, — запас прочности у текущих решений пока позволяет относительно беспроблемно существовать и в отсутствие вендора и сервиса».
Дмитрий Одинцов, директор по развитию TrueConf, обращает внимание на тот факт, что многие компании стали все ярче ощущать на себе риски глобализации: «Например, согласно исследованию ресурса „Видео+Конференция“, в сфере ВКС-систем в 2023 году около 31% компаний использовали только иностранные ВКС-решения, 33% импортозаместились, а около 30% совмещали российские и зарубежные продукты. А в 2024 году количество компаний, использующих зарубежные решения, снизилось до 27%. „Тормоз“ импортозамещения — в первую очередь, „ментальный“. Пользователям трудно менять сформировавшиеся привычки и перестраивать рабочие процессы вокруг новых ИТ-инструментов. На деле нет никаких существенных препятствий для миграции на российские решения из ИТ-отраслей, где уже сформировались зрелые продукты, особенно в области коммуникационного ПО».
Как признаёт Дмитрий Шульга, директор по продажам VideoMost, в настоящее время значительная часть российских крупных корпораций по-прежнему использует иностранные системы коммуникаций, такие как Teams и Zoom: «Переход к полностью отечественным решениям происходит постепенно — и зависит от рыночного сегмента. Есть несколько причин, по которым крупные коммерческие компании клиенты не спешат полностью перейти на российские альтернативы:
- Есть возможность продолжать пользоваться Microsoft Teams, Zoom.
- Крупные копании, которые за 30 лет привыкли к Microsoft, неохотно переходят на продукты относительно небольших отечественных компаний или компаний, которые не так давно присутствуют на рынке.
- Teams обеспечивает интеграции с MS Office».
Продолжение следует
Источник: Максим Белоус, IT Channel News
erid: 2SDnjdLJr4T