14 июля 2020 г.

Согласно исследованию, проведенному KMDA при поддержке Microsoft, ключевыми препятствиями для цифровой трансформации российских компаний стали нехватка компетенций (53%) и сопротивление изменениям (45%). При этом 64% респондентов считают цифровую трансформацию необходимым фактором для развития в условиях современных вызовов.

Компания KMDA представила аналитический отчет по результатам исследования, посвященного анализу цифровой трансформации российского бизнеса. Это уже второе исследование KMDA по данной теме, задача которого — проанализировать процессы трансформации, происходящие в российских компаниях, а также оценить вектор и динамику изменений. В рамках нового исследования, проведенного при поддержке Microsoft, были опрошены более 700 представителей российских компаний из 27 отраслей.

«Наше новое исследование демонстрирует положительную динамику цифровой трансформации в России по сравнению с результатами 2018 года. Уже 80% опрошенных компаний находятся в процессе реализации стратегии цифровой трансформации или отдельных цифровых проектов, что на 19% больше, чем в 2018 году. Это свидетельствует о формировании цифровой культуры в среде российского бизнеса и росте цифровой зрелости большего количества крупных организаций и холдингов по сравнению с 2018 годом. Для качественного и долгосрочного результата российским компаниям необходимо уделять внимание формированию комплексных бизнес-стратегий, включающих не только внедрение цифровых технологий, но и развитие новых компетенций и цифровой культуры самой организации», — отметил Владимир Рыжков, генеральный директор KMDA.

«Цифровая трансформация резко ускорилась — то, что раньше могло занять несколько лет, во многих организациях было реализовано за два месяца. И это, безусловно, очень непростая задача. Российские компании традиционно демонстрируют очень высокий уровень цифровых компетенций и готовности к внедрению инновационных решений. В частности, это касается искусственного интеллекта — комплекса технологий, которые, по нашему мнению, играют важную роль в цифровой трансформации предприятий», — отметила Анна Кулашова, Директор департамента по работе с крупными организациями и партнёрами Microsoft в России.

Статус цифровой трансформации в России

Исследование показало, что за последние 2 года тема цифровой трансформации стала стратегической повесткой большинства компаний в России.

  • На 19% больше компаний, чем в 2018 году, ответили, что уже запустили процесс цифровой трансформации и перешли от изучения возможностей к практическим шагам. Качественно изменилось отношение к цифровой трансформации — в 2 раза больше компаний, чем в 2018 году, подходят к вопросу системно и осуществляют преобразования в рамках специально разработанной стратегии. Так ответили почти половина (49%) опрошенных. По данным исследования, 64% респондентов считают цифровую трансформацию необходимым процессом для устойчивого развития в условиях современных вызовов.
  • Лидерами по цифровизации традиционно являются сферы ИТ и разработки ПО, финансовый сектор и телеком. Отрасли, которые показали рывок в развитии за последние 2 года: нефть и газ, ретейл, госуслуги, ЖКХ. Наименее цифровизированными, по мнению респондентов, остаются компании агропромышленного сектора, автобизнеса и индустрии развлечений.

Инвестиции в проекты цифровой трансформации

  • Размер бюджета российских компаний на цифровую трансформацию варьируется от 3 до 10% годовой выручки.
  • Срок окупаемости инвестиций в цифровую трансформацию зависит от размера компании и может составлять от 1 года до 5 лет. В среднем стратегия трансформации рассчитана на 2–3 года реализации всей массы заложенных в нее проектных инициатив.
  • 11% респондентов отметили, что их компании уже увеличили свою капитализацию за счет цифровой трансформации.

Приоритеты цифровой трансформации

  • Цифровизация бизнес-процессов, управление на основе данных, а также управление клиентским опытом являются приоритетными направлениями трансформации в российских компаниях, это отметили 61%, 51% и 50% респондентов соответственно.
  • В целом российские компании существенно подняли уровень зрелости использованию данных и применяют их для решения более сложных задач. Все больше компаний используют данные не только для диагностики, но и для принятия стратегических решений, улучшения продуктов и повышения эффективности операционной деятельности.
  • 70% оттока клиентов обычно связано с плохим клиентским опытом. Около 60% топ-менеджеров отметили, что их компании уже реализовали или запланировали мероприятия по внедрению принципов клиентоцентричности и управления клиентским опытом в рамках стратегии цифровой трансформации.
  • Недооцененными остаются более «сложные» направления, которые в долгосрочной перспективе вносят важный вклад в инновационный потенциал и конкурентоспособность компании — развитие человеческого капитала и компетенций (цифровая культура) и создание собственных новых продуктов (R&D). Только 23% и 21% респондентов отметили эти направления в числе приоритетов цифровой трансформации своих компаний.
  • Цифровая трансформация стимулирует разработку новых решений внутри компаний, что укрепляет значение этого направления для их конкурентоспособности. Копирование практик с рынка (в т. ч. локализация) при создании собственных сервисов снизилось на 15%, при росте собственной разработки внутри компании (R&D) на 6%.

Препятствия на пути цифровой трансформации

  • Ключевые препятствия для цифровой трансформации — нехватка компетенций и сопротивление изменениям, так ответили 53% и 45% опрошенных соответственно. Важно, что эти факторы перевешивают даже недостаток финансирования (37%) и возможные риски совершить ошибочные действия (40%). Согласно опросу HR-директоров, потребность в новых кадрах для цифровой трансформации может доходить до 30% от текущего штата компаний.
  • В половине российских компаний отсутствует орган управления цифровой трансформацией, а ответственность неоднозначно распределена между несколькими менеджерами высокого звена. Это затрудняет управление процессом. Например, 42% руководителей в личных интервью описывают сценарий «навязывания сверху» стратегии, разработанной без достаточного участия команд на местах.

Эффекты от цифровой трансформации

  • Для большинства респондентов достигнутые положительные эффекты от цифровизации заключаются в снижении трудозатрат (34%), повышении эффективности процессов и производительности (30% и 25%), повышении скорости адаптации к внешним изменениям (24%), создании новых бизнес-моделей (24%), а также повышении конкурентоспособности (22%).
  • 25% респондентов не отметили какого-либо положительного эффекта от цифровой трансформации. Это может быть связано с отсутствием или низким качеством стратегии, проблемами в ее реализации или с тем, что трансформация находится на ранней стадии и эффекты ещё не достигнуты.

Источник: Пресс-служба компании KMDA