29 января 2021 г.
Данные Canalys свидетельствуют о резком, на целых 17%, росте отгрузок персональных компьютеров (в широком смысле) по итогам минувшего года. Структура этого сегмента ИТ-рынка за время пандемии заметно изменилась: десктопы теперь востребованы в гораздо меньших объёмах, чем до нынешнего кризиса, поставки ноутбуков увеличились почти до уровня 2012 г. (в том числе и за счёт хромбуков), а планшеты оказались востребованы каналом не хуже чем в
Праздничный квартал
Последние три месяца 2020 г. стали для рынка ПК третьим подряд кварталом с положительной динамикой: +35% (тридцать пять, это не опечатка) год к году. Всего за IV кв.
Из этого количества 160,6 млн единиц приходится на планшеты и 30,6 млн единиц — на хромбуки. В четвёртом квартале прирост поставок планшетов в канал достиг 54%, а хромбуков — 287% в годовом исчислении. Учитывая серьёзнейший потенциал роста последних — в России, например, хромбуки сегодня практически вовсе не представлены, — можно ожидать в дальнейшем ещё более выразительной динамики поставок в данном сегменте.
Больше хороших планшетов
Динамика квартальных поставок планшетов в минувшем году разительным образом отличается от привычной (см. рис. 2). Вместо выраженных периодических колебаний с пиком на каждом четвёртом квартале и провалом в середине года на протяжении всего
Особенно отличилась в финальном квартале прошлого года Apple: поставки её планшетов в канал выросли за счёт крайне удачных новых моделей на целых 40% в годовом исчислении, до 19,2 млн единиц, — это лучший результат для iPad с IV кв.
Третье место в глобальном зачёте по «таблеткам» заняла скудно представленная в России Amazon с 6,5 млн устройств. Но самую высокую квартальную динамику показала Lenovo: отгруженные ею в IV кв 2020 г. 5,6 млн планшетов — это на 125% больше, чем за тот же период
Аналитики Canalys видят в планшетах наиболее простое и удобное средство доступа к тем поистине безграничным вычислительным возможностям, что открывают перед частными пользователями и корпоративными заказчиками разнообразные облачные сервисы. Разброс цен и функциональных возможностей у «таблеток» заметно выше, чем у мобильных ПК с неотсоединяемыми аппаратными клавиатурами (с процессорами x86 или ARM, значения в данном случае не имеет), что делает планшеты привлекательным выбором для более широкой аудитории. Кроме того, недорогой планшет — идеальный гаджет «на всякий случай».
В ситуации неопределённости с режимом удалённой работы и учёбы многие потенциальные покупатели ноутбуков так и не решились в прошлом году приобрести полноценный мобильный ПК: а ну как через месяц-другой придётся возвращаться к привычному ритму жизни, — и что тогда, недешёвая покупка будет пылиться без дела? «Таблетка» же семейный бюджет серьёзно не обременяет, так что может быть куплена даже в качестве резервного устройства доступа к облачным сервисам — если вдруг что-то пойдёт не так с основным домашним ПК.
Не случайно на CES 2021 Microsoft, Dell, Lenovo и другие вендоры представили столько новых планшетов с пристяжными клавиатурами. Спрос на эти простые, гибкие в применении и эффективные устройства и в нынешнем году ожидается немалый, так что производителей классических ПК ожидает в сегменте «таблеток» напряжённая конкурентная борьба с его нынешними лидерами — Apple и Samsung.
Хромбуки — это серьёзно
График квартальных отгрузок хромбуков в канал на протяжении последних нескольких лет во многом был схож с таковым для поставок планшетов, — разве что пиковые объёмы в каждом годовом цикле приходились не на четвёртый, а на второй квартал (см. рис. 3). Причина вполне очевидна: основной потребитель хромбуков в США и Западной Европе, на основных рынках их присутствия, — сфера образования, а там закупки оборудования на новый учебный год приходятся в основном на конец предыдущего. С полным переводом системы образования на удалёнку потребовалось резко приблизить уровень оснащённости учащихся персональными компьютерами насколько возможно к 100%, — и хромбуки, выигрывающие в цене у ноутбуков из-за отсутствия ёмкого накопителя и недешёвой операционной системы, оказались для этого самым подходящим решением.
В данном сегменте глобального рынка ПК драматические реалии
Вполне вероятно, что со временем и российский рынок оценит удобство и простоту обращения с этими толстыми клиентами для доступа к облачным услугам, предоставляемым Google. Хотя, с учётом актуальных тенденций в области обеспечения информационного суверенитета, нельзя исключать использования у нас того же самого «железа» — но с привязкой к аналогичным локальным сервисам, когда и если те будут предложены российскими компаниями в достаточном объёме. Тогда логично будет уже говорить не о хромбуках, а о каких-нибудь «яндексбуках» или даже «мэйлрубуках».
Таблица 1. Глобальные поставки ПК (с учётом планшетов) за весь 2020 г.
Вендор |
Поставки в 2020 г., млн единиц |
Доля рынка в 2020 г., % |
Поставки в 2019 г., млн единиц |
Доля рынка в 2019 г., % |
Динамика объёмов поставок за год, % |
---|---|---|---|---|---|
Lenovo |
87,0 |
19 |
73,3 |
19 |
+19 |
Apple |
81,4 |
18 |
66,4 |
17 |
+23 |
HР |
67,8 |
15 |
63,2 |
16 |
+7 |
Dell |
50,5 |
11 |
46,7 |
12 |
+8 |
Samsung |
34,5 |
8 |
23,3 |
6 |
+48 |
Прочие |
137,1 |
30 |
119,9 |
31 |
+14 |
Итого |
458,2 |
100 |
392,9 |
100 |
+17 |
Источник: Canalys
Таблица 2. Глобальные поставки планшетов за весь 2020 г.
Вендор |
Поставки в 2020 г., млн единиц |
Доля рынка в 2020 г., % |
Поставки в 2019 г., млн единиц |
Доля рынка в 2019 г., % |
Динамика объёмов поставок за год, % |
---|---|---|---|---|---|
Apple |
58,8 |
37 |
47,3 |
38 |
+24 |
Samsung |
31,0 |
19 |
22,1 |
18 |
+40 |
Huawei |
16,3 |
10 |
15,0 |
12 |
+8 |
Amazon |
15,9 |
10 |
13,9 |
11 |
+14 |
Lenovo |
14,2 |
9 |
8,4 |
7 |
+70 |
Прочие |
24,5 |
15 |
18,6 |
15 |
+32 |
Итого |
160,6 |
100 |
125,3 |
100 |
+28 |
Источник: Canalys
Таблица 3. Глобальные поставки хромбуков за весь 2020 г.
Вендор |
Поставки в 2020 г., млн единиц |
Доля рынка в 2020 г., % |
Поставки в 2019 г., млн единиц |
Доля рынка в 2019 г., % |
Динамика объёмов поставок за год, % |
---|---|---|---|---|---|
HP |
9,4 |
31 |
5,1 |
35 |
+83 |
Lenovo |
6,8 |
22 |
1,7 |
12 |
+287 |
Dell |
4,6 |
15 |
2,9 |
21 |
+58 |
Acer |
4,3 |
14 |
3,0 |
20 |
+43 |
Samsung |
1,9 |
6 |
0,4 |
3 |
+400 |
Прочие |
3,7 |
12 |
1,5 |
10 |
+146 |
Итого |
30,7 |
100 |
125,3 |
100 |
+109 |
Источник: Canalys
Источник: Максим Белоус, crn.ru