7 декабря 2021 г.
Удаленный формат работы позволил и специалистам, и работодателям более гибко подходить к организации рабочих процессов. Многие сотрудники стали выбирать проектную или временную занятость, а в некоторых случаях успевают сочетать постоянную работу с участием в различных дополнительных проектах. Компания Hays провела исследование «ДНК временного сотрудника», целью которого было проанализировать ситуацию с набором временного персонала в российских компаниях, а также выявить особенности временных сотрудников, основные мотивирующие и демотивирующие факторы, определить перспективы развития временной занятости в ближайшее время. В исследовании приняли участие 893 временных сотрудника и 112 нанимающих менеджеров.
- 64% работодателей увеличивали наем временных сотрудников за последний год.
- 26% временных сотрудников успевают сочетать постоянную и временную занятость.
- 9% сотрудников считают, что временная занятость позволяет зарабатывать больше, чем постоянная.
- Более половины респондентов — 62% — планируют и дальше работать на временных проектах, из них 37% — совмещая с постоянной работой.
- 61% работодателей планируют и дальше по необходимости увеличивать долю временных сотрудников.
- Всего 2% работодателей сказали, что не видят сложностей в работе с временными сотрудниками.
- 50% работодателей при подборе временных сотрудников привлекали или привлекают аутсорсинговую компанию.
Как и для чего нанимают временный персонал
Объемы найма временных сотрудников за последний год выросли. 64% работодателей отметили, что они увеличивали число временных сотрудников, в 29% компаний оно осталось на прежнем уровне, в 7% — снизилось.
22% работодателей нанимают временных сотрудников для реализации проектной и сезонной деятельности, 21% — для разгрузки штатных работников в момент пиковой загрузки, 19% — для обеспечения гибкости расходов на штат. 13% работодателей привлечение временных сотрудников позволяет получить доступ к узкой экспертизе и оперативно нанять специалистов с необходимой квалификацией. Также 13% работодателей испытывают сложности с поиском подходящих постоянных сотрудников и вынуждены нанимать нужных специалистов временно. 6% работодателей нанимают временный персонал для замены постоянных сотрудников в долгосрочном отпуске, 4% — для повышения производительности труда, 3% — для замены ранее сокращенных постоянных штатных работников, 1% — в целях снижения расходов на администрирование взаимодействия.
Чаще всего временных сотрудников нанимают для выполнения административных функций (11% работодателей), управления персоналом (11%), в отделы финансов и бухгалтерии (11%) и в продажи (11%). В закупки и логистику временный персонал нанимают 8% респондентов, в IT — 8%, в маркетинг и рекламу — 5%, на производство — 5%, для взаимодействия с госорганами — 3%, в охрану и промышленную безопасность — 3%.
Чаще всего — в 29% случаев — временные сотрудники оформлены в штат компании-провайдера.
При этом всего 2% работодателей сказали, что не видят сложностей в работе с временными сотрудниками. 21% работодателей отметили, что временные сотрудники редко являются носителями корпоративных ценностей, что осложняет работу с ними. 17% работодателей считают, что сложно найти профессионалов, которые готовы работать на временных проектах. 15% отмечают, что сложно быстро адаптировать сотрудника, а также сложно контролировать уходящую к временному сотруднику корпоративную информацию. 11% работодателей испытывают сложности с удержанием временных сотрудников, 9% называют сложности с мотивацией на качественную работу и оценкой эффективности работы временных сотрудников.
Кому интересна временная и проектная занятость
67% временных сотрудников работают только на проектах, а 26% успевают совмещать постоянную работу в компании и временную или проектную занятость. 7% отметили, что они проходят стажировку.
11% респондентов выбрали временную занятость или аутсорсинговый проект, так как это позволяет им работать из любой точки мира. Также 11% отметили, что это хорошая возможность получить необходимый опыт. 10% респондентов просто нуждались в работе, и им было неважно, постоянный это формат или временный. 9% сотрудников считают, что временная занятость позволяет зарабатывать больше, чем постоянная. Для 9% респондентов важна возможность совмещать работу и учебу. Также для 9% отвечающих интересна возможность самостоятельно выбирать проекты. 7% респондентов отмечают, что хотели подработать в дополнение к своей основной деятельности.
В качестве самых важных факторов при выборе проекта или временной работы 17% респондентов назвали размер вознаграждения, 16% — интересные проекты, 10% — гибкий график работы, 8% — своевременную оплату труда, 8% — удаленный формат работы, 7% — возможность получить релевантный профессиональный опыт, 6% — надежность аутсорсинговой компании, с которой сотрудничает работник.
Среди демотивирующих факторов 18% временных сотрудников называли несвоевременную оплату труда, 13% — негативные отзывы о работодателе в интернете, 10% — неорганизованность вывода на проект, 8% — некомфортные условия труда, 8% — серую заработную плату, 8% — негибкий график работы, 8% — отсутствие возможности работать удаленно, 6% — размытые обязанности и нечеткие KPI.
Более половины респондентов — 62% — планируют и дальше работать на временных проектах, из них 37% — совмещая с постоянной работой.
Интересно, что на краткосрочных проектах чаще работают молодые сотрудники. Более 63% — это молодые люди в возрасте
Самыми важными факторами при выборе временного работодателя для молодых людей стали интересные проекты, размер вознаграждения, возможность перейти в штат компании, гибкий график, удаленный формат работы.
На среднесрочных и долгосрочных проектах работают сотрудники разных возрастных категорий, но основная масса — это
В качестве экспертов обычно выступают сотрудники разных возрастных категорий, но основная масса (35%) — это специалисты
Перспективы развития временной занятости
61% работодателей планируют и дальше по необходимости увеличивать долю временных сотрудников в команде. 4% планируют значительное увеличение. 18% пока не определились с планами, и 18% увеличивать наем временных сотрудников не планируют.
50% работодателей при подборе временных сотрудников привлекали или привлекают аутсорсинговую компанию.
«Привлечение аутсорсинговой компании позволяет сократить затраты на персонал, оптимизировать процесс подбора, упростить документооборот. Еще в 2019 году рынок аутсорсинга показал рост на 14,7%, а впоследствии эта тенденция лишь усилилась. Интересно, что в 2020 году оборот рынка предоставления труда работников в соответствии с ФЗ-116 снизился на 10,2%, тогда как аутсорсинг показал рост на 13,7%», — отметил директор направления Hays Talent Solutions Олег Ткаченко.
Источник: Пресс-служба компании Hays