10 января 2022 г.
«Алекса, какая сейчас температура на дворе?» — «Десять по Фаренгейту. Кстати, хотела бы обратить ваше внимание на грандиозную распродажу на Amazon в категории зимней одежды! Хотите, расскажу подробнее?» Увы, всё больше владельцев домашних умных колонок отвечают на подобные вопросы резким «нет», — и активно ищут в Сети рецепты по отключению маркетинговых рекомендаций голосовых помощников. А ведь всего несколько лет назад сама идея использовать умные гаджеты для продвижения товаров в Интернет-магазине представлялась чрезвычайно многообещающей.
На мировом рынке умных колонок и умных дисплеев (конструктивно последние — это всё та же колонка, только снабжённая сенсорным экраном) практически со времён его зарождения первенствует американская Amazon. Согласно данным Strategy Analytics, в III кв. 2021 г. доля продукции этой компании в мировых поставках умных колонок/дисплеев уверенно превышала четверть, хотя и несколько сократилась относительно того же периода 2020 г. вследствие бурного роста продаж конкурентных гаджетов, в особенности под брендом Apple, — их доля за год увеличилась с 5,9 до 10,2%. И всё же сами по себе продажи электронных устройств отражают лишь моментальный уровень спроса на них. Гораздо важнее, выполняет ли это устройство ту функцию, ради которой его создавали, производили, рекламировали и продавали — себе в убыток?
Последняя фраза — вовсе не преувеличение. По оценке самой Amazon, которую цитирует Bloomberg, ещё в 2018 г. крупнейший в мире Интернет-ритейлер планировал нести убытки в размере 5 долл. с каждой проданной умной колонки даже в
Увы, уже в 2019 г. внутренние документы Amazon беспристрастно констатировали: невзирая на все усилия разработчиков и маркетологов, реальный «выхлоп» от попыток Алексы укреплять и наращивать потребительскую лояльность к материнской компании значительно отставал от ожиданий. Amazon не сдавалась: Алексу научили вворачивать в разговор с владельцем умной колонки вроде бы совершенно уместные, контекстно обусловленные коммерческие предложения, — речь идёт о той самой фразе, начинающейся с «кстати» (by the way в англоязычном варианте), что следует за ответом на заданный пользователем вопрос.
Внезапно выяснилось, что немалая доля потребителей с возмущением, недоверием и опаской воспринимают подобное поведение со стороны домашней электроники. Внутренние документы Amazon указывают на снижение пользовательского интереса к умным колонкам/дисплеям, — обусловленное в том числе как раз чрезмерной назойливостью голосовых помощников. Обнаружился тревожный для вендора факт: поиграв с новым для себя гаджетом какое-то время, множество потребителей вовсе перестаёт к нему обращаться — либо резко ограничивает взаимодействие с ним.
Уже несколько лет Amazon по итогам каждого предрождественского всплеска продаж бодро отчитывается об очередном взлёте поставок своих умных колонок. Но, как свидетельствуют полученные Bloomberg внутренние документы, ещё до конца января следующего за праздниками года от 15 до 25% новоиспечённых владельцев умных гаджетов перестают пользоваться ими. Статистика эта набрана на интервале
Вдобавок, собственная аналитика Amazon свидетельствует о практическом насыщении глобального рынка умных колонок/дисплеев, прогнозируя на дальнейшие несколько лет его рост на уровне не более 1,2%. По итогам
Помимо банального угасания интереса пользователей к общению с «настоящим искусственным интеллектом из облака», эксперты отмечают неуклонный рост обеспокоенности вопросами приватности и сохранности конфиденциальных личных данных. Давно не секрет, что фразы, обращаемые пользователями к Alexa, в ряде случаев прослушивают живые сотрудники Amazon без какого бы то ни было уведомления — «с целью повысить качество работы ИИ», разумеется.
На заре проекта разработчики Alexa надеялись, что регулярные коммуникации с голосовым помощников побудят потребителей заказывать в Amazon товары чаще и в бóльших количествах. Эта уверенность сохраняется и по сей день: только в 2021 г. бюджет соответствующего подразделения Amazon, насчитывающего 10 тыс. сотрудников, достиг астрономической суммы 4,2 млрд долл.
Однако сегодня, когда уровень проникновения умных колонок (только одного этого бренда!) в домовладения США достиг внушительных 25%, становится ясно: подавляющее большинство владельцев умных колонок/гаджетов обращаются к Alexa лишь затем, чтобы запустить на воспроизведение определённый аудиотрек либо отсчитать время (удобный таймер в случае готовки), а также с чисто утилитарными приказами включить/выключить свет, запустить кондиционер и т. п., — если у них реализовано интегрированное решение умного дома. В 2019 г. аналитики Amazon отмечали, что за первые три часа взаимодействия с умной колонкой новый её пользователь осваивает половину всех возможностей этого гаджета, которыми в принципе когда-либо воспользуется хотя бы однажды, — и в итоге регулярно обращается лишь к нескольким.
Безусловно, проект, нацеленный на коренное изменение потребительских привычек огромных масс, изначально и задумывался как долгосрочный. Эксперты, мнение которых приводит Bloomberg, считают, что через 5, в крайнем случе 10 лет основная масса потребителей «домаринуется» (это цитата, — «it takes time to marinate») до того, чтобы действительно воспринимать облачных голосовых помощников на базе искусственного интеллекта как доверенных собеседников, к мнению которых, в том числе и в отношении планирования покупок через Интернет, имеет смысл прислушиваться.
Но пока основными приложениями умных колонок/дисплеев остаются воспроизведение музыки, запуск таймера и включение сопряжённых с ними умных светильников. Потому и объёмы поставок этих гаджетов продолжают оставаться примерно на том же уровне, что и выходящих постепенно из моды планшетов, — и вряд ли в среднесрочной перспективе покажут значимый рост.
Источник: Максим Белоус, crn.ru