19 апреля 2022 г.

Редакция «Коммерсанта» ознакомилась с презентацией, содержащей предварительную версию нового национального проекта по части микроэлектроники. Сообщают, что работа над этой версией велась ещё с начала февраля, т. е. задуман он был даже ранее, чем состоялось официальное признание ДНР и ЛНР, за которым последовало начало военной спецоперации.

При этом новый нацпроект, подготовленный при участии Минпромторгом двух десятков профильных рабочих групп, ставит чрезвычайно амбициозные цели: уже к 2030 г. перевести до 30% российских домохозяйств преимущественно на отечественную электронику, а также организовать серийное производство в РФ процессоров по технологическим нормам 28 нм.

В предварительной версии нацпроекта констатируется серьёзное отставание России от других мировых экономик по объёмам инвестиций в развитие электроники: для нашей страны сейчас это 1,1 млрд долл. США в год, для самих США — 10 млрд, для Южной Кореи — 46, для ЕС — 50, а для Китая — целых 280 млрд долл. Новый нацпроект предусматривает целевое направление на развитие микроэлектроники 3,19 трлн руб. (38,5 млрд долл. по текущему курсу) до 2030 г.— в том числе из внебюджетных источников.

На что же предполагается расходовать эти средства под общим контролем ответственных исполнителей, в числе которых изученная «Коммерсантом» презентация называет вице-премьеров Юрия Борисова и Дмитрия Чернышенко? Реализация нового нацпроекта предполагается по четырём направлениям:

  • «Продукт»: 1,14 трлн руб. Реинжиниринг зарубежных решений и организация их производства как в России, так и в Китае, плюс развитие собственного электронного машиностроения. Целевые показатели: к 2024 г. — 100%-ное импортозамещение по всем направлениям, к 2030-му — формирование полного продуктового портфеля соответствующих российских технологий.
  • «Инфраструктура»: 0,46 трлн руб. Старт серийного производства 90-нм процессоров в России уже в 2022 г. (это уровень процессора Pentium 4E Prescott восемнадцатилетней давности), а в 2030-м — 28 нм (серийный выпуск чипов по такой технологии тайваньская TSMC освоила в 2010-м). К тому же сроку в России вместо нынешних 70 дизайн-центров СБИС должно насчитываться уже 300.
  • «Спрос»: 1,28 трлн руб. Стимуляция приобретения российской электроники крупнейшими отечественными бюджетными и бизнес-структурами с субсидированием до 50% от суммы контракта (так называемые сквозные проекты). Как раз за счёт этой меры планируется нарастить долю преимущественного использования российской электроники в домохозяйствах РФ до 30%, а госзакупки обеспечить ею на 100%.
  • «Кадры»: 0,309 трлн руб. Здесь намечен целый ряд ключевых показателей, в том числе создание не менее 1 тыс. проектных команд на базе учебных дизайн-центров микроэлектроники, проведение 2 тыс. научно-исследовательских работ по этой тематике, создание 400 прототипов различной электронной продукции. Одна из важнейших задач — увеличить кадровую конверсию выпускников вузов по профильным (разработка микроэлектроники) специальностям с нынешних смехотворных 5% хотя бы до 35%.

Понятно, что речь идёт о презентации предварительной версии нового нацпроекта, и что к моменту окончательного утверждения в неё может быть (и наверняка будет!) внесено множество изменений — как по объёмам финансирования, так и по срокам исполнения, и по различным целевым параметрам. Более того, вместо единой концепции развития российской микроэлектроники вполне возможно внедрение отдельных предложений в ныне действующие нацпрограммы с их соответствующей корректировкой.

И всё же в любом случае двигаться общим курсом на развитие российской микроэлектронной промышленности необходимо: в текущих геополитических условиях полагаться на удовлетворение потребностей своего макрорегиона по данному направлению извне — значит обрекать себя на стратегическое отставание.

Опрошенные «Коммерсантом» эксперты указали, что реализация предполагаемого нацпроекта вполне возможна на основе уже имеющихся наработок. Однако действительно потребуются немалые вложения в развитие полного цикла производства СБИС, начиная с сооружения соответствующих машин (а это подразумевает освоение производств сверхпрецизионных механизмов, оптики и лазеров), выпуска кремниевых пластин необходимой чистоты, химических материалов для их обработки, фотошаблонов и т. п.

Кроме того, имея в виду, что к 2030 г. в намеченных 1000 дизайн-центров должны трудиться не менее 30 тыс. специалистов, необходимо уже будущей осенью приниматься за обучение хотя бы 150-200 тыс. студентов по соответствующим специальностям — даже с учётом постепенного повышения уровня кадровой конверсии. Пусть даже за счёт возврата к распределению по окончании бесплатного вуза с обязательной отработкой нескольких лет по специальности и к введению всевозможных поощрительных мер для молодых специалистов в области микроэлектроники — что также потребует целевого выделения средств, и немалых.

Для сравнения: в конце прошлого года комиссар ЕС по вопросам состязательности Маргрет Вестагер (Margrethe Vestager) заявила, что Евросоюзу для достижения микропроцессорного суверенитета (правда, на уровне актуальных ныне технологических норм в 3-5 нм, а не намеченных российским Минпромторгом на среднесрочную перспективу 28 нм) потребуется не менее 150 млрд долл. Более того, ведущие игроки на рынке СБИС — американская Intel, южнокорейская Samsung, тайваньская TSMC — в совокупности инвестируют в дальнейшее развитие своих технологий около 30 млрд долл. ежегодно, что ещё более усложняет задачу догнать и перегнать их.

И тем не менее, достигать микропроцессорного суверенитета России придётся, — пусть даже на скромном уровне 28 нм к 2030 г. В конце концов, по 28-нм технологическим нормам изготавливалась система-на-кристалле Apple A7 (основа неплохого смартфона iPhone 5s), а сопоставимые по применяемому техпроцессу чипы Intel — 32-нм Sandy Bridge 2010 г. и 22-нм Ivy Bridge 2012-го — тоже позволяли создавать более чем работоспособные коммерческие вычислительные системы. Ведь если не ставить амбициозных целей, то и вполне реалистичных результатов вряд ли удастся достичь.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News