25 апреля 2022 г.
«Любишь ли ты театр, как люблю его я?» — мне кажется, что Сергей Власов, совладелец ГК DIGIS, не задал мне этого вопроса во время интервью лишь потому, что его немного опередил Виссарион Белинский. Иначе мне обязательно пришлось бы признаться, что люблю, но точно не настолько сильно и самозабвенно.
Слушая рассказ об этой страстной любви, я вдруг поймала себя на мысли: а ведь даже специализация бизнеса, в котором работает дистрибьюторская компания DIGIS, выбрана не случайно. Визуализация — одно из главных слов для нашего сегодняшнего героя и в бизнесе, и не только. А так ли это? Решить может только зритель читатель.
IT Channel News: Совладелец компании и вдруг — театр? Как ты дошел до жизни такой?
Сергей Власов: Дошел-то я до этого давно. Я более 20 лет играю в театре, за моими плечами несколько постановок. А вообще-то у меня, помимо МИФИ и МВА, еще и профессиональное актерское и режиссерское образование.
Несколько лет назад я, начав помогать жене (хореографу, танцовщице фламенко Оксане Серик) делать совместный проект с одним крутым испанским хореографом (одно время он даже возглавлял национальный балет Испании), так увлекся, что неожиданно обнаружил себя в роли постановщика 😊. Тогда мы сделали действительно потрясающую работу. Я бы сказал, что этот спектакль — сложный синтетический сплав технологий и различных исполнительских искусств. Мы планировали возить его по России и Европе, но в планы вмешался Covid. Тем не менее, этот начинавшийся как вынужденный опыт показал, что сегодня режиссура мне интересней актерства.
IT Channel News: А такое ресурсоёмкое увлечение не мешает основному бизнесу?
С. В.: Наверное, я не из тех, в ком живет «одна, но пламенная страсть». У меня их много J. Я сторонник диверсификации как в бизнес-стратегии, так и в стратегии жизненной.
Однажды я ушел из театра, но вернулся. Я стал физически ощущать некие тревожные изменения, которые явно указывали на нереализованные потребности. Раньше за их закрытие отвечал театр. Поэтому, если я не вернусь, для меня это может быть чревато... Вот тогда я на собственной шкуре осознал, что набившие оскомину слова «душа обязана трудиться» — это не фигура речи, а насущная необходимость. Этот наш аппарат (не будем вслед за Пастернаком высокопарничать), так же, как и тело, надо тренировать и нагружать. Без тонуса наша «душевная мышца» сначала дряхлеет, а затем и атрофируется за ненадобностью. Поэтому так же регулярно, как плавание и тренажерный зал, в моей жизни присутствует театр.
Во многом этому же посвящен и мой очередной спектакль «Комары и другие клоуны». Он рассказывает о феномене лицедейства, о феномене актерства. О его сути, в которой лежат два главных навыка и таланта. Кстати, без них не обойтись и в бизнесе. Первый — умение действовать (актер — произошло от английского act, действовать), добиваться своей цели, и чем ты более талантлив, тем более разнообразно ты это делаешь. Второй — умение увлекаться, играть.
И это не про наивность и инфантильность. Это про жизнь, в которой мы постоянно играем какие-то роли. Другое дело, что в жизни их набор не так уж велик: начальник/подчиненный, сын/дочь, отец/мать. У актера же значительно больше возможностей «развернуться». Это именно умение увлечься игрой, какими-то предлагаемыми обстоятельствами, которые тебе, возможно, чужды. Кстати, это умение развивает эмпатию. Возможно, поэтому актеры в большинстве своем люди все-таки хорошие, чего нельзя сказать о режиссерах 😊. Уверен, что и для бизнесменов подобная увлеченность, своего рода молодость духа, умение держать в определенном тонусе волю, чутье и авантюризм не менее важны.
IT Channel News: Ты сказал, что быть режиссером интересней, чем играть на сцене. А почему?
С. В.: Режиссер — это создатель миров. Его умения связаны с комплексными навыками. Перед ним стоит огромное множество, казалось бы, несвязанных задач. И отсутствие решения по любой из них способно поставить крест на всем проекте — на спектакле. Режиссер должен не только придумать свой мир (желательно, чтобы каждый раз он был новый), но и воплотить придуманное. И воплотить не самостоятельно, а управляя людьми, которым, по крайней мере поначалу, совершенно плевать на этот самый мир. Все это очень похоже на бизнес: у тебя возникла крутая бизнес-идея, ты должен найти инвесторов, получить ресурсы на ее реализацию, набрать, организовать и обучить команду, сделать продукт, продвинуть его на рынок и... и потом все сначала.
Поэтому, с одной стороны, есть расхожее мнение о том, что режиссер это вроде бы и не профессия: создал ты убедительный мир, зрителю интересно погрузиться в него на пару часов, ну и слава богу, ну и молодец. А как ты это сделал, в общем-то, никого не волнует. А разве в бизнесе не так? Смотришь иногда на бизнесмена и диву даешься: ни образования у человека, ничего, а он успешен. Талант? Безусловно.
Но если уж быть максимально точным в аналогиях, то режиссер — это бизнесмен-стартапер, чья специализация — открытие новых бизнесов. Потому что каждый новый спектакль как новый бизнес; и успех предыдущего проекта не гарантирует тебе ровным счетом ничего.
Для такого вида бизнеса помимо чутья, энергии и веры в собственные силы необходимы специальные знания, определенный опыт и команда. Точно так же и с режиссурой. Практически любой талантливый человек может поставить один хороший спектакль. Но чтобы сделать это своей профессией, чтобы быть успешным на протяжении лет, необходимы и знания, и мастерство.
Поэтому, если резюмировать, занятие режиссурой и занятие бизнесом — очень близкие сферы, разница только в том, что продукт деятельности режиссера нематериален, хотя и в бизнесе деньги, если копнуть, тоже не самоцель...
IT Channel News: И в каком театре ты ставишь спектакли?
С. В.: В своем! Осенью прошлого года я основал новый театр. Он называется Театр «Револьвер». Идея его создания пришла, как это часто бывает, спонтанно. Мы с одним приятелем решили поставить спектакль по его пьесе. И в результате этого общения пришли к достаточно простой мысли: сегодня театр — это не адрес и даже не коллектив, а как и в бизнесе — идея. Есть эта идея — и есть театр, как живой организм. Нет ее, и никакие громкие имена тебе не помогут. В нашем театре «Револьвер» такой идеей является подбор драматургического материала, а основной задачей — синтез новой драматургии с различными сферами современного искусства.
Мы уверены, что настоящий театр — как наиболее актуальное и современное искусство, которое всегда происходит здесь и сейчас, на глазах у зрителя, с его непосредственным участием. Современный театр должен владеть всем арсеналом художественных и технических возможностей, которые предоставляют современные технологии. Он обязан удивлять, сбивать стереотипы, заряжать энергией, делать это прямо сейчас, с сегодняшними зрителями, с нами. Но в условиях, когда современные технологии (VR, AR и др.) способны подарить нам самые разные эмоции на высочайшем уровне исполнения, удивить зрителя становится все трудней.
Поэтому настоящий актер обязан быть разносторонне образованным синтетическим исполнителем, в совершенстве владеть своим телом, голосом, уметь быть убедительным в любых жанрах от клоунады и мюзикла до высокой трагедии.
С одной стороны, это наша мечта, с другой — каждым своим спектаклем мы стараемся ее приближать и реализовывать.
Ведь театр — это такое сиюминутное искусство, очень чуткое к тому, что происходит в обществе прямо сейчас. Если ты на одной волне с аудиторией, живой и тебе есть что сказать именно тем людям, которые сегодня в зале, то твоя энергия востребована, питательна. Вот тогда-то и происходит тот самый энергообмен, за которым (осознает он это или нет) и приходит зритель в театр. А для этого энергообмена нужно как минимум две составляющих.
Во-первых, на сцене должна расходоваться энергия, тратиться силы, тратиться мешками, чтобы на сцене была завораживающая, не отпускающая зрителя битва, взаимодействие.
А во-вторых, сегодняшнему зрителю эта битва должна была созвучна.
IT Channel News: «Комары и другие клоуны». Немного крышесносное название. Не находишь? Что это за спектакль?
С. В.: Это наша премьера. Первый спектакль мы уже сыграли 12 апреля. Он поставлен по современной пьесе, которую, правда, в ходе работы пришлось сильно переработать. В инсценировке появилось много стихотворного текста, песен, пространства для импровизации, и уточнился треугольник истории и предмет борьбы.
«Комары и другие клоуны» это эксцентричная комедия, равноправными героями которой наравне с людьми становятся... комары. А на поверку все они — и комары, и люди — оказываются самыми настоящими клоунами. То есть актеры у нас играют клоунов, а клоуны в свою очередь играют всех персонажей, включая комаров.
IT Channel News: Мне кажется, что клоунада это вообще отдельный, очень непростой вид искусства. Почему именно клоуны?
С. В.: К клоунам и цирку я пришел, пытаясь найти ключ к комарам как к персонажам. Согласитесь, непростая задача обосновать логичное присутствие на сцене говорящих комаров 😊. И пока эта задача была не решена, спектакль нельзя было ставить. В качестве их (комаров) основной характеристики, их доминантной потребности в результате выкристаллизовалось чувство юмора, бесшабашная готовность, осознанная необходимость в смехе, в дурачестве, в игре. Это, безусловно, было в пьесе. Но проходило вскользь, пунктиром. Пришлось эту линию дорабатывать. Ну а от чувства юмора был один шаг до клоунов, лицедеев как до некого феномена, исследованию которого в итоге и посвящен спектакль.
Клоуны в нашем спектакле, с одной стороны, олицетворяют трогательную, беззащитную детскую веру в свою исключительность и значимость, которую — «это не больно, это как комарик укусил» — растворяют в грядущих потерях прививки взрослой жизни. С другой стороны, клоуны — это те взрослые, в которых превратились «укушенные», «привитые» дети, научившиеся называть черное белым, жить по двойным стандартам, забывшие о том воздушном шарике незамутненной души, с которым стояли когда-то на пороге жизни. Клоуны в том, не самом лицеприятном смысле, который обычно вкладывают в слова «ну ты, блин, и клоун».
Казалось бы, продраться сквозь нарастающий абсурд и хаос современного мира можно, вооружившись идеями неовитализма, олицетворением которых являются в спектакле комары с их неиссякаемым Чувством Юмора. Но раз за разом главный герой, рефлексирующий комар Сафико, убеждается в несостоятельности их наивной философии при столкновении с трагическим абсурдом существования.
В итоге Сафико терпит фиаско в попытке разобраться с миром, но находит настоящую дружбу.
Несмотря (или благодаря) всей этой зауми, по опыту трех премьерных представлений можно с уверенностью сказать, что спектакль у нас получился самобытный, яркий, мощный, одновременно веселый и печальный, как собственно, и наша жизнь. Что-что, а скучать на нем вы точно не будете.
Ближайший спектакль «Комары и другие клоуны» состоится 3 мая.
Посмотреть фоторепортаж со спектакля.
На правах рекламы.
Источник: Светлана Белова, IT Channel News