21 марта 2023 г.
От «Яндекс.Мессенджера» до «ТамТам»: в нашей стране разработан почти десяток приложений, который могут заменить Telegram и WhatsApp. Является ли такая замена полноценной, а также в чем плюсы и минусы перехода на отечественные мессенджеры, рассказывает Иван Павлов, руководитель проектов «Телфин».
Кроме Telegram и других зарубежных платформ для обмена мгновенными сообщениями существуют сервисы, имеющие исключительно российскую прописку. Вот только те, которые больше всего на слуху: «Яндекс.Мессенджер», ICQ и «ТамТам», а также «VK Мессенджер», Jazz от «Сбербанка» и мессенджер от «Контур.Толк». Часть из этих продуктов рассчитана на массовых пользователей, часть — исключительно на бизнес. До недавних пор их доля на российском рынке была небольшой: на март по объему трафику лидировали Telegram, WhatsApp и Viber.
Но ситуация меняется, и вопрос перехода на отечественные платформы становится все более острым. Так, с 1 марта законом запрещено использование иностранных мессенджеров в госкомпаниях, а также для оказания услуг банками и финансовыми организациями (в списке оказались 9 запрещенных мессенджеров).
Тренд на импортозамещение и угрозы национальной безопасности вкупе с санкциями будут и дальше подогревать интерес к российским платформам. Кроме очевидных плюсов с точки зрения защиты данных пользователей (все же контролировать сервисы с российскими серверами и пропиской намного проще), есть еще и экономическая сторона вопроса. Ведь за отечественными сервисами стоят российские компании, которые создают рабочие места для граждан страны и инвестируют в развитие экономики, а еще платят налоги. Сейчас все они получили хороший стимул для дальнейшего развития.
Но что если посмотреть на ситуацию с точки зрения не только государственных структур и компаний с государственным участием? В чем возможные плюсы и минусы перехода на российские мессенджеры для бизнеса? Давайте разберемся.
Очевидные плюсы...
Не все бизнесы связаны с передачей персональных данных через мессенджеры: казалось бы, чего им бояться? Но как показывает практика, и для них иностранные платформы могут оказаться не слишком надежны. Уже не раз всплывала информация, что зарубежные сервисы могут подстраивать алгоритмы работы и специально продвигать некоторые посты и сообщения с определенной целью. Вспомним скандал с постами Илона Маска в Twitter. Миллиардер и генеральный директор онлайн-платформы приказал внести серьезные изменения в алгоритмы площадки, чтобы сделать свой посты наиболее популярными. После чего пользователи Twitter открывали приложение и обнаруживали посты Маска неизменно на первых позициях в ленте. И это не было случайностью: после того, как Маск пригрозил уволить оставшихся инженеров, они изменили алгоритм так, чтобы платформа продвигала твиты Маска среди всей пользовательской базы, а не только его подписчиков.
Это не единичный случай, и бизнесу стоит понимать, что полностью доверять иностранным платформам не стоит.
Кроме того, как научил нас горький опыт прошлого года, иностранные компании могут внезапно покинуть российский рынок в один день. SAP, Cisco, Oracle, Microsoft и многие другие поставили в затруднительное положение сотни и тысячи компаний по всей стране, которые построили свою работу на их решениях. Выводы сделаны, импортозамещение идет и дорожные карты цифровизации переписаны с учетом этих реалий. В этом плане отечественные мессенджеры — более стабильны и надежны. Они точно никуда не уйдут.
.. и неочевидные минусы
Из недостатков отечественных мессенджеров можно назвать в первую очередь их меньшее проникновение. Что это значит? Если, например, какая-либо служба доставки захочет принимать заказы через «Яндекс.Мессенджер», она столкнется с тем, что большинство клиентов просто не знают о его существовании.
Небольшая пользовательская база сдерживает развитие сервисов: ведь чем она больше, тем быстрее подсвечиваются узкие места и внедряются новые инструменты. Получается замкнутый круг. Чтобы пользователям захотелось использовать наш продукт, он должен стать не менее удобен, чем мессенджер с десятками миллионов пользователей из-за рубежа. А чтобы он стал столь же удобным, нужна база и средства на постоянный процесс разработки. Этот круг российском компаниям еще предстоит разорвать, и в этом им может помочь государство.
Миграция на отечественную платформу также может быть сопряжена со сложностями для бизнеса, если иностранный мессенджер плотно интегрирован в ИТ-инфраструктуру компании. Он может быть встроен в бизнес-процессы, являться частью ERP-системы или CRM, на него могут быть завязаны процессы коммуникации с контрагентами, партнерами и клиентами. Просто так безболезненно извлечь это звено из общей цепочки не получится. Это вопрос времени и денег, но к счастью, не очень больших.
Что будет дальше?
Переход на отечественные мессенджеры — позитивный фактор для российской экономики. Уже сейчас по рынку физических лиц мы видим, как уменьшается доля голосового трафика и растет трафик в мессенджерах. Бизнес движется в сторону мессенджеров медленнее и осторожнее, но столь же верно. Это не значит, что отечественные сервисы завоюют рынок одномоментно, но их доля будет расти год от года. Есть пример других рынков, того же Китая, где внутри страны используются только местные мессенджеры как в B2B, так и в B2C-сегментах.
В России использование иностранных платформ остается актуальным для бизнеса в первую очередь за счет их массовости. Именно поэтому мы не сбрасываем их со счетов. Так, недавно «Телфин» запустил новый сервис Telme для звонков через Telegram для физических лиц. А кроме того, мы предложили бизнес-клиентам новый продукт WhatCRM: инструмент связи с использованием WhatsApp и Telegram, который объединяет возможности мессенджеров с системами «Битрикс24» и amoCRM.
За трендом на российские сервисы мы также будем пристально наблюдать. В будущем мы ожидаем развития функциональности существующих мессенджеров made in Russia, а также появления новых продуктов. Это хорошо и безопасно для всех: они будут находиться в зоне действия российского права, прозрачно регулироваться, а еще внесут вклад в развитие экономики и ИТ-кластера. Но для этого предстоит хорошенько поработать.
Источник: Иван Павлов, руководитель проектов «Телфин»