27 марта 2023 г.
Основной тренд развития российского рынка ИТ — переход между обеспечением импортозамещения и достижением импортонезависимости. Эти два понятия часто путают, хотя за ними стоят совершенно разные концепции. Импортозамещение, которое в разных форматах активно начато с 2014 года, направлено на создание продуктов, способных в ситуации «если что» заменить решение глобальных компаний. Однако следует помнить про специфику ИТ, где отдельные продукты в большинстве случаев не являются независимыми решениями, а выступают одним из компонентов технологического стека, только в результате полной замены которого можно достичь импортонезависимости.
Импортозамещение продолжается
Критическая зависимость от глобальных продуктов прошлой осенью существовала по 400 видам корпоративного ПО, как сообщало Правительство со ссылкой на данные бизнеса. Казалось бы, все просто: достаточно создать аналоги известных программ. Даже не нужно чего-либо особенно инновационного, «изобретать велосипед» и придумывать новую функциональность не требуется. В ряде случаев можно не создавать «с нуля», а развить имеющиеся продукты: российский софт практически во всех сегментах начинали разрабатывать давно, многие программы существуют на рынке уже десятки лет и за это время прошли достаточно длительный путь развития.
Однако не все гладко.
Во-первых, на осень прошлого года для 80% иностранных программ существовали российские аналоги, а по трети позиций представлено два и больше вариантов отечественных решений, как отмечали в материалах Правительства РФ. При этом признавали, что более половины представленных на рынке российских аналогов хотя и пригодны для импортозамещения, но все же нуждаются в доработке. В силу понятных причин российские решения часто облают меньшей функциональностью, чем глобальные конкуренты, это серьезная проблема, которую нужно решать.
Во-вторых, работы по импортозамещению нужны как для глобальных решений, так и для ряда российских. Зачем замещать уже импортозамещенный продукт? Напомним, что множество российских программ — в том числе, многие лидирующие в своем классе — созданы под Windows! А данная платформа по понятным причинам не является санкционно-устойчивой, как и все приложения, созданные для нее. В качестве примера таких российских приложений, которые прекрасно развиты, успешно конкурируют с глобальными решениями, но при этом не являются на 100% устойчивыми к санкциям, продукцию «1С» упоминает Григорий Сизоненко, генеральный директор ИВК.
Замена стека — новый уровень импортозамещения
Под санкционные ограничения может попасть не только сам импортозамещенный продукт, но и один из компонентов стека, на котором он построен. В любом случае, результат будет печален — функциональность окажется под вопросом, возникнут проблемы для всего ИТ-ландшафта корпоративного заказчика, непрерывность бизнес-процессов которого окажется под угрозой. Прекратит ли софт работу полностью, получит функциональные ограничения или «всего-навсего» утратит стабильность работы — для бизнес-процессов неприемлем любой вариант.
Санкционно-устойчивыми должны быть как бизнес-приложения (например, офисные программные продукты, почтовые серверы, решения видеоконференсвязи и пр.), так и ряд других элементов (например, антивирусы, DPL-решения и т. д.). А также, конечно, операционные системы. Проблем операционных систем мы недавно касались, но подчеркнем, что в каждом классе программ есть свои сложности.
Господдержка: нужно смотреть шире
Поддержка государства сосредоточена на процессах разработки, которые важны, но для продуктов далеко не единственные. Доработкой программ активно занимаются российские вендоры, им помогает государство — как льготами, так и другими способами, например, созданием индустриальных центров компетенций. Заметим, что форматы поддержки государство постоянно расширяет и совершенствует, что показывают, например, недавние заявления Министерства цифрового развития. Но этого мало! Явно недостаточное внимание — и госструктуры, и многие вендоры — уделяют каналу.
Пока государственная поддержка фокусирована на разработке, «провисает» активность по продвижению новых/обновленных продуктов и развитию соответствующих экосистем. В результате возникают риски как для процессов продвижения, так и ряда других: внедрения, кастомизации и поддержки и российских продуктов. Количество соответствующих задач в современных условиях кратно выросло, что требует существенных ресурсов. Дистрибьюторы и зрелые вендоры делают все возможное, но их ресурсы ограничены.
Нужны дополнительные ресурсы каналу и экосистемам
Огромный фронт работ, необходимых для обеспечения импортонезависимости, состоит из широкого спектра разноплановых задач: тестирования, проверок на совместимость — с аппаратными платформами, периферийными устройствами, другими системными и прикладными программами — подтверждения соответствия требованиям регуляторов, проверок на инфобезопасность и т. д.
«Работаем над совместимостью с решениями и системами, используемыми в отрасли, интегрируем все продукты группы с нашими средствами защиты информации, внедряем процессы безопасной разработки», — говорит Илья Сивцев, генеральный директор ГК «Астра».
Инфобезопасность крайне важна в современных условиях. «Мы наблюдаем рост интереса к ИБ и процессам безопасной разработки со стороны команд разработки и всех специалистов, участвующих в создании продуктов, — отмечает Алексей Астахов, руководитель продуктов application security в компании Positive Technologies. — Если несколько лет назад, когда кибератаки были менее интенсивными, безопасность сводилась к формальному соблюдению правил и получению сертификатов, то сейчас она становится такой же составляющей качества продуктов, как, например, устойчивость к повышенным нагрузкам или нетипичным условиям использования».
Наконец, следует помнить, что существует несколько российских дистрибутивов Linux, поэтому перечисленные действия — тестирование, проверки на совместимость, инфобезопасность и пр. — нужно повторять для каждого дистрибутива по отдельности, что существенно увеличивает объем трудозатрат и, соответственно, требует дополнительных инвестиций в развитие продукта.
Вместо заключения
Для достижения импортонезависимости российской экономике необходим полноценный стек, включающий в себя операционные системы, прикладные и системные программы для этих «операционок», а также российское импортонезависимое аппаратное обеспечение. С последним серьезные проблемы — выпускать российские процессоры для ПК пока не на чем. В настоящее время можно разворачивать составляющие стека — «операционки» и софт — на платформах архитектуры x86, но как с этим будет в дальнейшем — сказать сложно.
Но как может выглядеть развитие национальных архитектур, как оно повлияет на российский рынок и возможно ли оно в принципе с учетом имеющихся объемов экономики? Ответов на этот вопрос пока нет.
Стратегический вопрос касается объемов рынков, доступных для вендоров, создающих компоненты для импортонезависимого стека. Очевидно, что внутренний российский рынок будет недостаточен для получения прибылей, способных обеспечить существование конкурентоспособных продуктов — развитие функциональности, внедрения инноваций, создания экосистем и т. д. — необходим выход на внешние рынки. Но внешним рынкам придется предложить конкурентные преимущества — причем не только отдельных продуктов, но и всего стека! — более серьезные, чем импортонезависимость, актуальная внутри РФ.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News