27 апреля 2023 г.
Что изменилось на российском рынке финтеха с момента начала СВО и ухода из России ведущих западных вендоров? С какими сложностями пришлось столкнуться ведущим игрокам финансового сектора в течение последнего года? Как идет процесс импортозамещения в одном из крупнейших банков? На эти вопрос отвечает Андрей Саломатин, вице-президент, технический директор банка «Ренессанс».
IT Channel News: Расскажите, пожалуйста, какие сложности возникли у банка «Ренессанс» после ухода из России основных вендоров?
Андрей Саломатин: В целом, банк ограниченно пострадал от ухода из России основных вендоров. Этому способствовало то, что мы всегда были сосредоточены на собственной разработке по ключевым системам либо на российских решениях.
У нас практически не было решений, которым для работы требовалось постоянное взаимодействие с внешними «облачными» сервисами, находящимися за границей. Таким образом, все удары пришлись на «вспомогательные направления», и обходные решения удалось найти достаточно быстро. Естественно, данная ситуация и риски ускорили наши программы по модернизации ИТ-архитектуры с упором на импортозамещение.
IT Channel News: Как быстро удалось найти новые решения? Это российские разработки? Рассматривались ли варианты с ИТ-решениями из дружественных стран?
А. С.: Процесс замены иностранных решений — довольно долгий. Благо, время позволяет. Например, лицензии на self service BI решение, которые нам не продлят, будут действовать еще несколько лет. За это время мы естественно перейдем на аналоги. Рассматриваем как российские решения, так и решения из дружественных стран, например, из Китая.
IT Channel News: Адаптировались ли готовые решения или создавались под запрос банка?
А. С.: Зависит от того, что это за решение. Если упомянутый ранее BI, то перед нами стоит задача заменить «коробку» на «коробку», максимально приближенную к заменяемому варианту с минимальной миграцией. Сейчас в наших планах завершить переход в течение года.
Другое дело, что мы отказываемся, например, от использования интеграционных решений IBM. Тут замена идет в чистом виде на самописное решение на базе микросервисной архитектуры и open source стека технологий.
IT Channel News: Можете ли привести пример, когда новое ИТ-решение показало лучшие результаты?
А. С.: Да, конечно. Так, одной из функций нашего интеграционного решения на базе IBM была реализация платежного шлюза, т. е. обеспечение исполнения всех платежей банка.
Мы не только перестали зависеть от западного решения, но и благодаря проекту импортозамещения и использованию микросервисной архитектуры на порядок увеличили свою производительность.
Если ранее банк мог столкнуться с проблемами и «упереться» в производительность старого решения при росте клиентской базы и объемов платежей, то теперь этот ограничитель снят.
IT Channel News: Насколько это дешевле или дороже для банка? Какой был объем инвестиций?
А. С.: Ранее программы импортозамещения во многом тормозил тот факт, что TCO (total cost of ownership) был сопоставим что при сохранении западных коробок/технологий, что при переходе на российские технологии либо технологии с открытым исходным кодом. А если не было экономии, то зачем переходить? Теперь ситуация изменилась. И такой переход оправдан даже в тех случаях, когда риски в моменте минимальны.
Соответственно, отвечая на ваш вопрос: переход на российские технологии обходится точно не дешевле, но и не сказать, чтобы принципиально дороже, если речь идет о прикладном ПО.
IT Channel News: Были ли сбои по вине нового ИТ-решения — как, например, у некоторых авиакомпаний при переходе на российские системы бронирования и регистрации? Что именно не сразу заработало?
А. С.: Нет, там, где мы переходили на российские решения, каких-то значимых сбоев зафиксировано не было. Например, наше старое MDM решение было реализовано на базе «недружественной» платформы, а на новое (уже российской разработки) мы перешли за выходные дни, фактически за одну ночь. И уже в воскресенье днем банковские процессы функционировали, опираясь на новое решение
IT Channel News: Если посмотреть на рынок с точки зрения собственной ИТ-структуры, какие проблемы могут возникнуть? Например, есть ли кадровый дефицит? Как эта проблема решается?
А. С.: Российский рынок ИТ-специалистов испытывал дефицит всегда. Тут ситуация как минимум не ухудшилась, а где-то все же стала проще. Например, тим-лидов и сениор-разработчиков стало искать значимо проще, т. к. они высвободились с проектов (в т. ч. ориентированных на западный рынок), которые стали неактуальными. Да и релоцироваться готовы были вслед за своими компаниями отнюдь не все ввиду семейных и личных обстоятельств.
В итоге уходящие западные компании высвободили целый пласт высококвалифицированных специалистов.
IT Channel News: Как вы в целом оцениваете российский рынок финтеха? Насколько он оказался готов/не готов к возросшему спросу по объему предложения и уровню разработок?
А. С.: В целом, рынок оказался готов. Свидетельство тому — отсутствие серьезных сбоев в течение прошедшего года. При этом переход на целевые российские решения — процесс не быстрый, и в этой части не все просто. Приведу пример. Мы сразу же начали поиск российского средства для видеоконференцсвязи и корпоративный мессенджер, еще до того, как уход западных компаний стал трендом. При всем теоретическом богатстве выбора многочисленные пилоты показали, что большинство решений не были готовы к реальной промышленной эксплуатации и находились в лучшем случае на стадии пилота. Не могли держать нагрузку, не были готовы к работе с системами виртуализации, просто обладали низкой стабильностью. И только спустя почти год удалось получить российское решение, которое нас удовлетворяет, и сейчас мы ведем его раскатку на банк. А это всего лишь корпоративный мессенджер/средство видеосвязи. Что уж говорить о технологически более сложных решениях.
IT Channel News: Как повлияла ситуация на ИТ-рынок? Пришли ли на рынок инвесторы? Можно ли сказать, что на рынке существует достаточное предложение, особенно с учетом релокации многих ИТ-компаний в 2022 году?
А. С.: В общем-то любая крупная ИТ-компания в России сейчас сосредоточена на том, чтобы воспользоваться ситуацией и занять образовавшиеся ниши своими продуктами. Предложения есть, по каким-то позициям есть и конкуренция, которая, правда, является конкуренцией скорее пилотных решений, нежели готовых продуктов.
А так как речь о пилотных внедрениях, то сейчас главный вопрос — найти, с кем такое пилотное внедрение провести для дальнейшего тиражирования.
IT Channel News: Как развивается ценовая политика?
А. С.: Если это пилотные внедрения, то, естественно, ценовая политика очень гибкая, можно достаточно выгодно внедрить то или иное решение, получив преимущества новых технологий. Если говорить об уже стабильных нишах, то ситуация не изменилась, и скорее цены продолжили рост с учетом общей ситуации в ИТ-секторе и его перегретости.
IT Channel News: Как будет развиваться российский рынок финтеха в отрыве от глобального? Удастся ли пойти своим путем? Или де-факто никакого отрыва нет?
А. С.: Скорее, никакого принципиального отрыва от глобального рынка не будет. Часть ресурсов, ранее затрачиваемых на западные лицензии и коробочные решения, высвободилась, и они идут на программы импортозамещения. Но при этом новые решения все равно строятся с опорой на технологии, разработанные в рамках глобального рынка, пусть и на open source сегмент (и его российские форки).
Источник: IT Channel News