13 июня 2023 г.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о пользовании интернетом.
Кто в сети?
Представить современную жизнь без интернета невозможно: в сети совершают покупки, знакомятся, общаются, оплачивают коммунальные платежи, смотрят кино и слушают музыку, а также работают и учатся. Согласно опросу, 74% россиян ежедневно заходят в глобальную сеть, при этом доля «heavy users» — тех, кто в интернете проводит более четырех часов в день, — составила 35%, это каждый третий. За пять лет доля ежедневных пользователей выросла на 12 п.п. именно за счет «heavy users» (2018 г. — 23%, 2019 г. — 27%, 2020 г. — 31%, 2023 г. — 35%), то есть пользование интернетом стало более интенсивным. Не пользуются сетью совсем 16% (−3 п.п. к 2018 г.).
Типичный «heavy user» — молодой человек до 25 лет (86% vs. 35% среди всех россиян), с высшим и неполным высшим образованием (40%), с хорошим или очень хорошим материальным положением (39%), житель одной из столиц или города-миллионника (49% и 42% соответственно).
Типичный россиянин, проводящий в сети ежедневно менее четырех часов в день, — это россиянин среднего возраста
35-59 лет(48-47% vs. 39% среди всех россиян), с высшим образованием (44%), проживающий в городах (за исключением обеих столиц и миллионников)(42-44%). Типичный россиянин, не пользующийся интернетом, — представитель старшей возрастной группы 60+ (42% vs. 17% среди всех россиян), с неполным средним образованием (36%), житель села (33%).
С 2018 года процент ежедневных пользователей сети в молодежной среде изменился несильно: среди 18-24-летних прирост составил 4 п.п. (2018 г. — 92%, 2023 г. — 96%), среди 25-34-летних — 7 п.п. (2018 г. — 85%, 2023 г. — 92%). В то же время интенсивность потребления интернета подросла в обеих группах, но в большей степени — среди младшей молодежи до 25 лет, здесь доля «heavy users» достигает 86% (+24 п.п. к 2018 г.)
Наиболее заметный рост вовлеченности в интернет приходится на группу
На активность пользования интернетом влияет уровень образования. Если среди россиян с высшим образованием ежедневно бывают в сети 84% и только 8% не пользуются интернетом совсем, то в группе имеющих неполное среднее образование доля ежедневных пользователей падает до 58%, а доля не бывающих в сети вырастает более чем в четыре раза — до 36%.
В меньшей степени маркером интернет-активности становится доход. Если пять лет назад доля ежедневных пользователей сети среди россиян с хорошим доходом составляла 72%, а в группе с плохим доходом — 59%, то сегодня эти различия сглаживаются, в обеих группах ежедневно пользуются сетью 73% и 70% соответственно. А вот урбанизированность остается в числе факторов интернет-активности россиян: среди жителей обеих столиц ежедневно проводят время в сети 84%, а на селе — 58%. Этот разрыв за пять лет даже увеличился (в 2018 году показатели составляли 75% и 51% соответственно).
Абонент временно недоступен
Соцсети, мессенджеры, просмотр видео, игры, электронная почта — беспрерывный поток информации размывает границы между реальным и виртуальным и порой приводит к усталости. Сегодня большая часть россиян убеждена, что нужно периодически «отдыхать» от интернета, на время ограничивать или полностью блокировать для себя доступ в сеть (66%). Но разделяют эту точку наши граждане все реже: 77% в 2018 г., 73% — в 2020 г. Одновременно с этим растет доля тех, кто считает, в наше время в сети нужно быть всегда, так думает уже каждый четвертый (2018 г. — 19%, 2020 г. — 24%, 2023 г. — 25%).
Чаще о необходимости «отдыхать» от интернета говорят те, кто активнее всего вовлекался в глобальную сеть в последние годы — 45-59-летние (70%), а также те, кто бывает в интернете редко — несколько раз в неделю (85%), несколько раз в месяц (81%), и реже (83%).
Группу сторонников «постоянного онлайна» отличает молодой возраст
(18-24 года — 36%) и высокая интенсивность пользования сетью, среди «heavy users» так думают те же 36%.
Необходимость все время быть в сети породила противоположные явления, такие как медиааскетизм, цифровое воздержание и цифровой детокс. Это практики ограничения или полного исключения для себя времени, проведенного в сети. Опрос показал, что 39% пользователей интернета за последний год специально отключали доступ к сети на целый день или большее время, в том числе 17% делают это еженедельно, 14% — ежемесячно, 8% — несколько раз в год. Но большая часть пользователей не ограничивает себя во времени, проведенном в сети, — 58%, за пять лет таких россиян стало больше (2018 г. — 49%, 2020 г. — 51%).
Интенсивность потребления интернета и цифровое воздержание связаны: среди «heavy users» практикуют ограничение времени в сети 42%, а среди тех, кто проводит в сети ежедневно менее четырех часов, — 36%. То есть аскеза зарождается среди утомленных и пресыщенных.
Среди молодежи
18-34 лет в целом больший процент ограничивают себя во времени, проведенном в сети, —46-45% vs. 31% в группе старше 60 лет. Но молодежь чаще прибегает к таким ограничениям эпизодически — раз в полгода и реже(13-12%), а пользователи старшего возраста практикуют такое регулярно — еженедельно 21%.
Если самостоятельный отказ от интернета не так популярен у россиян, то вынуждено оказывались без доступа к сети на целый день или большее время больше половины интернет-пользователей — 54%, в том числе у 37% такое случалось неоднократно, а у 17% — единожды. С 2018 г. подобные случаи в целом стали встречаться реже (2018 г. — 66%, 2020 г. — 65%, 2023 г. — 54%).
Чаще других вынужденно оказывались без доступа к интернету россияне
25-34 лет (60%), граждане с неполным средним образованием (69%), с плохим или очень плохим материальным положением (65%).Не сталкивались с вынужденными ограничениями интернета преимущественно пользователи с высшим образованием (48%), хорошим или очень хорошим материальным положением (47%) и жители городов в целом
(44-47% vs. 37% среди жителей села).
Считается, что одним из симптомов интернет-зависимости является психологический дискомфорт в случае лишения доступа к сети. Исследование установило, что негативные ощущения, подавленность и тревожность испытывали 7% тех пользователей сети, кто оказывался без интернета на долгий срок вынужденно или по своей инициативе. Позитивные эмоции в такие моменты испытывали 20%, а большинство не испытывало никаких особых эмоций (72%). Сравнение с предшествующими замерами показало: сегодня цифровое воздержание приносит радость в три раза чаще (2018 г. — 7%, 2020 г. — 7%, 2023 г. — 20%).
Определенную роль в привязке человека к виртуальному миру играет возраст: молодежь
Максимум тех, кто без интернета сталкивается с негативными эмоциями, приходится на жителей городов-миллионников (14% vs. 7% среди всех пользователей сети).
Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ