30 июня 2023 г.
Цифровизация энергетической отрасли находится на одном из самых высоких уровней по сравнению с другими вертикальными рынками. Подход «это цифровая компания» сегодня применим к игрокам рынка энергетики так же, как и, например, к банкам. Как идет работа в новых условиях, когда на активизирующуюся цифровизацию наложено санкционное давление? Каковы тренды импортозамещения и прочие реалии локального рынка РФ? На эти вопросы ответил Роман Шмаков, первый заместитель генерального директора Systeme Electric по рынку «ИТ-решения» и «Сервис».
IT Channel News: Как вы оцениваете ситуацию на рынке?
Роман Шмаков: Наш сегмент рынка переживает фазу бурного роста. Доступ к зарубежной инфраструктуре сейчас ограничен, поэтому спрос на локальные товары и сервисы внутри РФ стал колоссальным. Потребовалась локализация, охватывающая производство, а также данные и процессы.
Цифровизация идет ускоренными темпами, в связи с чем спрос на локальные ЦОДы и цифровые услуги существенно превышает существовавший в предшествующие годы. Российские предприятия сейчас могут рассчитывать только на национальную инфраструктуру. Именно ее построение необходимо для достижения полноценного технологического суверенитета страны.
IT Channel News: С какими вызовами вы столкнулись после введения санкций?
Р. Ш.: Ограничения по доступу к ряду технологий привели к существенным изменениям на рынке. Многие вендоры покинули Россию, перестав поставлять продукты и оказывать сервисные услуги. Заказчики оказались в ситуации отсутствия системного выбора — в ЦОДах применяли ту продукцию, которую могли предоставить дистрибьюторы. Клиенты были вынуждены использовать технологии, доступные на рынке «в моменте».
Но ситуация достаточно быстро стабилизировалась. Российские компании акцентировали свое внимание на поиске партнеров, способных выполнять системные поставки, могли предложить как стабильные каналы, так и «дорожные карты» развития товарных предложений и сервисов. В новой повестке мы и стали выстраивать свою стратегию. Наша работа в сегменте ЦОДов — составная часть позиционирования компании Systeme Electric.
IT Channel News: Произошли ли какие-то изменения в стратегии после того, как вы стали полностью российской компанией?
Р. Ш.: Стратегические подходы в целом сохранены. Для каждого вертикального рынка, на котором работаем, мы стараемся предоставлять экосистему, в том числе, и для сегмента центров обработки данных. Мы создаем отдельные продукты и выводим их на рынок, параллельно разрабатывая для них законченные решения, а в дальнейшем добавляем к этому цифровую составляющую.
Важно, что экосистема включает спектр как продуктов в разных технологических областях, так и услуг, связанных с применением этих продуктов. На каждом этапе строительства и управления ЦОДами у нас есть экосистемный набор услуг, который мы предлагаем заказчикам: проектирование, технологическая поддержка, сервисы по инсталляции (где, например, необходимо управление каналами для обеспечения стабильных поставок).
IT Channel News: Вы являетесь единственным авторизованным сервисным партнёром Schneider Electric в России. Что это значит на практике? Как в целом обслуживается техническое оборудование, которое было установлено до февраля прошлого года и после?
Р. Ш.: Согласно нашей договоренности с компанией Schneider Electric мы продолжаем поддержку ее российских клиентов. Сейчас мы независимая компания, но Schneider Electric, выполняя свои обязательства перед клиентами, с нашей помощью обеспечил бесшовный клиентский сервис: гарантийный, постгарантийный, техническую поддержку. В России мы являемся единственным авторизованным провайдером сервисных услуг Schneider Electric.
IT Channel News: Как вы оцениваете уровень клиентского сервиса Systeme Electric?
Р. Ш.: В плане сервиса мы существенно расширяем клиентскую базу, используя дополнительные появившиеся возможности. Российские заказчики из разных вертикальных рынков доверяют нашей экспертизе, так как у нас есть штат обученных инженеров, мы располагаем складом запчастей и сохранили доступ к технологиям, что позволяет обеспечивать поддержку на прежнем уровне. Если раньше по понятной причине мы были ограничены в определённых процессах и решениях, то сейчас эти ограничения отсутствуют. Теперь мы можем обеспечивать поддержку профильного оборудования не только производства Systeme Electric и Schneider Electric, но и других компаний, в том числе, и ушедших с российского рынка вендоров: ABB, Siemens, Honeywell и ряда других. Для любого заказчика очень выгодна возможность закрыть одним сервисным контрактом сразу всю инсталлированную базу оборудования.
IT Channel News: Наличие экспертизы и квалификация персонала вопросов не вызывает, но откуда вы берете запчасти, нужные для сервисной поддержки?
Р. Ш.: Доступ к запчастям, необходимым для выполнения условий контрактов, — вопрос решаемый. С запчастями к оборудованию Systeme Electric проблем нет. А Schneider Electric, как отмечал выше, поставляет нам запчасти официально, поставки идут через канал. Доступ к оригинальным запчастям сохранен — зачастую они оказываются дороже, сроки поставок возросли, но приобрести их можно.
IT Channel News: Изменилась ли ваша клиентская база? Появились ли новые крупные клиенты?
Р. Ш.: Сейчас количество российских проектов средних и больших ЦОДов, в которых мы участвуем, исчисляется десятками. Мы помогаем создавать ЦОДы, которые готовы к дальнейшему развитию, предполагающему рост уровня цифровизации. При этом Systeme Electric может выступать в разных ролях.
Например, есть проекты создания российских ЦОДов, где мы являемся консультантами, причем можем консультировать не только по технической части, но и в вопросах, связанных с центром обработки данных как объектов бизнеса. Есть проекты, где мы поставляем оборудование и сервисы, выступая в роли вендора. Мы закрываем все возможные потребности заказчиков как в продуктах, так и в услугах, делая процесс строительства ЦОДа быстрым и, главное, предсказуемым.
IT Channel News: Насколько важен «Инновационный Саммит» — ваше флагманское мероприятие — для развития партнерского канала?
Р. Ш.: Очень важен. Могу даже сказать, что одной из задач «Инновационного Саммита» как раз и является развитие партнерского канала, ведь это ключевой приоритет для нашего бизнеса, для нашей экосистемы. Наш канал хорошо развит, в нем представлены партнеры разного уровня и формата. Мы сохранили структуру канала, существовавшую во времена Schneider Electric, которая была развитой и прекрасно работала, немного усовершенствовав ее согласно изменившимся условиям.
У Systeme Electric есть некоторое количество прямых продаж, в частности, по проектам высокой технической сложности, но основные поставки идут через дистрибьюторов.
IT Channel News: Какими продуктами и решениями вы особенно гордитесь?
Р. Ш.: На «Инновационном саммите» мы представили инструменты для создания инфраструктуры и ее дальнейшего развития. Высокий интерес мы видим к решениям класса ТОиР (Техническое Обслуживание и Ремонт). В наших инструментах для этих задач есть и «дополненная реальность», и мощная аналитика, которые сегодня позволяют с высокой эффективностью эксплуатировать инфраструктуру, в том числе, проводить нужные ремонтные работы.
На российском рынке в данный момент мы наблюдаем некоторый откат в востребованности smart-технологий. Сейчас основной приоритет заказчиков — закрыть базовый уровень, уровень физической инженерной инфраструктуры. Мы отвечаем на запросы рынка, но также понимаем, что увеличение эффективности возможно только при дальнейшем росте уровня цифровизации.
Поэтому мы активно разрабатываем и выводим на рынок различные решения по управлению инженерной инфраструктурой. Они позволяют выполнять анализ «больших данных» и предоставляют инструменты предиктивной аналитики.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News