17 августа 2023 г.
Специалисты компании «Эмбер» провели анализ запросов на оптимизацию корпоративного ИT-ландшафта, поступающих от представителей разных сегментов рынка, и сравнили с данными, публикуемыми в открытых источниках. Эксперты выяснили ключевые причины рассинхронизированности автоматизированной инфраструктуры компаний, а также выявили признаки, сигнализирующие о необходимости оптимизации «цифрового зоопарка» в пользу уменьшения количества задействованных систем. В исследовании участвовали такие сегменты, как финансы и страхование, ритейл, промышленное производство и энергетика.
Аналитики «Эмбер» пришли к выводу, что порядка 70% компаний уровня Enterprise используют в рамках одного холдинга более пяти CRM-, ERP-, Service Desk и прочих систем, базирующихся на разных платформах. Как считают эксперты, только четверть из проанализированных представителей разных отраслей имеют ИТ-инфраструктуру, компоненты которой бесшовно и логично интегрированы друг с другом и не дублируют действующий функционал. Остальные же часто решают одни и те же задачи разными инструментами из-за ограничений в выбранных в свое время решениях, бюджетных рамок, приверженности к определенным брендам или из-за личных предпочтений ответственного за выбор управленца.
«Как разработчики, которые привыкли лечить „боли“ топ-менеджмента, мы очень часто сталкиваемся с данными проблемами, — подчеркивает Александр Ивлев, Генеральный директор „Эмбер“. — На мой взгляд, это закономерное следствие поэтапного развития большинства организаций. Не секрет, что любая успешная компания старается автоматизировать процессы, влияющие на получение прибыли, оптимизирующие человеческие ресурсы, минимизирующие рутину и ошибки, связанные с человеческим фактором. Почти любая крупная компания в нашей стране проходила и проходит через поэтапную автоматизацию. Дублирование функций и процессов — это то, что обычно чаще всего беспокоит руководителей. Нередко получается так, что компания „выросла“ из внедренного решения, и оно перестает быть эффективным и даже наоборот, усложняет жизнь компании, а поменять его на новое решение страшно, а вдруг будет хуже».
Помимо дублирования функционала специалисты «Эмбер» выделяют проблему «выпадения» некоторых критически важных процессов из общей корпоративной инфраструктуры. Так, в «Эмбер» подсчитали, что даже при условии интеграции всех внедренных решений, направленных на управление продажами, маркетингом, сервисным обслуживанием, производственными процессами, на стыке систем может «выпадать» из структуры от 10 и более процессов, в зависимости от размера и разветвленности компании.
«Могу привести простой пример, — отмечает Александр Ивлев. — Такие на первый взгляд несложные сервисные процессы, как согласование договоров или ведение номенклатурных справочников, остаются неавтоматизированными просто потому, что невозможно решить концептуальные вопросы — на какой из внедренных платформ, имеющихся в компании, это следует осуществить, где собирать данные, как проводить обмен информацией. Часто такие вопросы нельзя закрыть за счет уже установленных решений. И тогда остается два пути — либо множить „зоопарк“, либо продолжать работать в Excel».
По разным оценкам, отдельные неавтоматизированные участки работы могут снижать общую производительность компаний на 30%, а иногда и на 50% вследствие затрудненного обмена данными. Например, подсчет рентабельности одной сделки с использованием ручной выгрузки сотрудником данных из разных ресурсов и их последующей загрузки в локальную систему для обработки, в среднем может занимать от трех дней до одной недели.
«Наличие дублирующих функций в разных ИТ-системах на фоне очевидного „выпадения“ участков процесса из общей схемы автоматизации является верным признаком того, что настало время для оптимизации „цифрового зоопарка“, — считает Александр Ивлев. — Но это не означает, что нужно срочно переводить всю структуру на единую платформу. И здесь мы как разработчики BPM-платформы, уверены, что для компании уровня Enterprise вполне посильно уложить все бизнес-процессы в несколько целевых платформ. На базе современных платформенных решений существуют коробочные программы с широким функционалом, которые в большинстве случаев можно объединять друг с другом без потери производительности. С другой стороны, в нашем портфеле есть кейсы с клиентами, в структуре которых более сотни автоматизированных процессов на базе разных платформ, но все хорошо работает, поскольку выбранные решения отлично стыкуются между собой, благодаря качественно проработанной архитектуре и удобным API. И такой формат не назовешь „зоопарком“. Но не следует забывать, что чем больше интегрированных элементов внутри структуры, тем вероятнее риск отказа и тем выше затраты на ее обслуживание».
Источник: Пресс-служба компании «ЭМБЕР»