18 октября 2023 г.
Как сообщали недавно СМИ, доля продаж ПК без предустановленной ОС в России сегодня по понятным причинам довольно высока, — от примерно четверти для ноутбуков до более чем половины для настольных систем в сборе. При этом, утверждают эксперты, почти на всех (называется доля в 95%) приобретаемых без ОС компьютерах впоследствии развёртывают пиратские версии Windows. В отсутствие сколько-нибудь заметного маркетинга со стороны разработчиков отечественных операционок — ситуация вполне объяснимая. Впрочем, как выясняется, не только отечественный потребитель охладевает к новейшим лицензионным Windows, — и это создаёт новые возможности для канала.
Одиннадцать — перебор
Официальной датой прекращения полноценной поддержки со стороны разработчика для популярнейшей на сегодня персональной ОС в мире, Windows 10, названо
По России в отдельности статистика этого ресурса, кстати, ещё более впечатляет: с использованием Windows 10 в сентябре в Сеть выходили почти 75% наших пользователей, Windows 7 — 12,4%, Windows 11 на третьем месте с 8,2%. Есть даже Windows 8.1 (2,8%) и Windows XP (0,76%), а вот присутствие прочих ОС — по большей части, как раз российской же разработки — зафиксировано лишь в следовых количествах.
Понятно, что значительные объёмы, допустим, ПАКов с Alt Linux или «РОСА», поставляемых сегодня крупным имеющим отношение к государству заказчикам, могут попросту не иметь после установки и развёртывания выхода в Интернет, — что снижает достоверность собираемой «снаружи» статистики по России. И тем не менее, если вернуться к общемировой статистике, неготовность глобального потребителя переходить на
По оценке Lansweeper, около трети всех ПК, на которых в настоящий момент установлена Windows 10 или ещё более ранние варианты, не проходят проверку на готовность к развёртыванию Windows 11. Потенциально тут, конечно, огромный простор деятельности для ИТ-канала, — ведь необходимость переместиться с лишившегося поддержки «железа» на новое заставит развязать кошельки даже самых прижимистых заказчиков. Однако год назад аналогичное исследование показывало, что к инсталляции
Эксперты отмечают, что владельцы персональных систем — те, кто сам выбирает время и тип апгрейда, а не пересаживается за новый ПК по воле работодателя, — в массе своей не горят энтузиазмом по отношению к Windows 11. Отрицательными её чертами называют засилье рекламы, волюнтаристское отключение ряда ставших привычными по опыту взаимодействия с «Десяткой» функций, ультимативное требование привязки к учётной записи Microsoft прямо на этапе установки, неоднозначные дизайнерские решения в интерфейсе и ещё много чего. Очень похоже на повтор истории с Windows 8, переход на которую с чрезвычайно удачной «Семёрки» также происходил с неимоверным скрипом.
И всё-таки сегодня грядущее прекращение поддержки Windows 10 представляется для ИТ-канала скорее благом, чем затруднением, — в том числе и для российского. Ведь пользователю (и пуще того — коммерческому заказчику) так или иначе придётся на что-то переходить с системы, официальная поддержка которой близка к завершению, — хотя бы из соображений информационной безопасности. И раз к
Да, это потребует дополнительных усилий от всех участников ИТ-канала, от разработчиков ПО (не одних только ОС) до интеграторов, — но времена, когда бизнес на высоких технологиях сводился к безыскусной перепродаже упакованного товара, в любом случае давно миновали.
Наставничество и участие
«Традиционный ИТ-бизнес умер», — заявляли ещё в августе этого года эксперты на организованном американской The Channel Company партнёрском форуме XChange. И обосновывали свой суровый вердикт тем, что современный поставщик решений вынужден окончательно забыть о простом перемещении коробок или лицензий, сконцентрировавшись на глубоком изучении потребностей своих заказчиков. В условиях экономической неопределённости клиенты в первую очередь беспокоятся о том, насколько быстро смогут возвратить свои затраты на те или иные непрофильные с точки зрения основного своего бизнеса задачи, — и построение ИТ-инфраструктуры (в том числе обновление парка ПК) тут не исключение.
Тем более, что фокус внимания заказчиков всё заметнее смещается с закупок «железа» на приобретение услуг, включая подписочные, причём не столько напрямую у вендоров, сколько у готовых обеспечить необходимый уровень кастомизации канальных партнёров. И вот как раз здесь открывается простор для заполнения той лакуны в потенциале роста оборотов ИТ-рынка, которую грозит образовать недостаточно активный переход на Windows 11. Причём в российских реалиях спектр доступных каналу возможностей даже шире — как раз благодаря наличию множества отечественных ОС и использующих их ПАКов.
Давно и не раз уже говорилось, что заказчику требуется не ПК, не сервер и не СХД, — ему необходима возможность решать стоящие перед ним задачи при помощи развёрнутой тем или иным образом (on-premises, в облаке, гибридно) инфраструктуры. Опасливое отношение к отечественным ОС обусловлено по большей части отсутствием опыта — и у руководства, и у ИТ-специалистов, и у наёмных сотрудников — взаимодействия с программными решениями,предлагаемыми в качестве замены привычным продуктам западных разработчиков ПО. Если эту фрустрацию преодолеть, если обеспечить заведомую совместимость циркулирующих между контрагентами данных в общепринятых форматах, то не так уж и важно, какое именно ПО применяется для создания файлов в этих форматах, — и тем более на какой именно ОС оно запускается и работает.
Канальным партнёрам — это справедливо и в США, и в России, да и по всему миру — необходимо проявлять больше деятельного внимания к бизнес-процессам заказчиков и одновременно повышать свои собственные компетенции по части доступных для реализации этих процессов программно-аппаратных средств. Обладая возможностью предлагать персонифицированные решения на платформах, официально доступных сегодня в России, и поддерживать/дорабатывать эти решения по мере развития клиентских запросов (в том числе и в сотрудничестве с их разработчиками), участники российского ИТ-канала получают уникальный шанс становиться для своих заказчиков ценнейшими контрагентами по направлению высоких технологий, — что помимо прочего укрепляет столь дорогую в нынешних омниканальных реалиях приверженность клиента однажды выбранному доверенному поставщику решений.
Особую значимость это приобретает на фоне начавшей проявляться на американском ИТ-рынке тенденции, о которой также пишет CRN, — возврата клиентов из публичных облаков в частные либо к размещению собственной инфраструктуры в коммерческих дата-центрах. Внезапный и не всегда обоснованный пересмотр провайдерских тарифов в сторону увеличения, нехватка контроля за всеми исполняемыми в облаке процессами (описывается случай, когда виртуальные машины, зарезервированные для давно уже закрытого проекта, продолжали месяцами работать в облаке, накручивая клиенту счётчик), не самое пристальное внимание техподдержки сверхкрупного провайдера к небольшим клиентам — всё это заставляет заказчиков переустраивать свою ИТ-инфраструктуру с прицелом на более выраженную локализацию.
И без компетентных канальных партнёров, системных интеграторов, здесь никак не обойтись, — что делает перспективы ИТ-канала по мере роста разнообразия доступных на рынка аппаратных и программных средств ещё более воодушевляющими.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News