3 ноября 2023 г.
Тренды рынка
Рынок унифицированных коммуникаций в последний год претерпел значительные изменения. Ряд трендов сложились в силу трансформации отечественного ИТ-ландшафта, а некоторые оказывают влияние на весь сегмент. Например, спрос на инструменты на базе искусственного интеллекта, возникший при кратно возросших объемах информации, характерен и для российского, и для глобального рынка. В условиях невозможности конкурировать ценой победит тот бизнес, который предоставит клиенту более качественный сервис. Применительно к коммуникациям это заключается в первую очередь в сокращении временных затрат, которого можно достичь за счет внедрения ИИ-инструментов.
Запрос на цифровой суверенитет, характерный именно для российского рынка, сформирован не только требованиями государственных органов, но и в достаточной мере сложившимся четким пониманием уязвимости, с которой столкнулся бизнес, оказавшись фактически отрезанным от тех решений, которые использовал ранее. Это также стимулирует повышение значимости трендов на безопасность и стабильность работы сервисов.
Потребность в сохранении инвестиций в ранее закупленное оборудование, программное обеспечение, решение о необходимости найма и обучения специалистов стимулируют запрос на облачные решения и платформенный подход в России. А на глобальном рынке этот тренд и ранее был достаточно сильно распространен.
Боль заказчиков
На протяжении 2022 и первой половины 2023 года заказчики задавались вопросами: следует ли менять хорошее, знакомое решение, в силу ухода поставщика с рынка утратившее возможности к росту и развитию. Сегодня мы видим, что представители корпоративного сегмента определились с альтернативами, и миграции однозначно быть.
Что хочет клиент от коммуникаций
Запросы клиентов движутся в рамках трендов рынка унифицированных коммуникаций:
- платформенный подход заставляет индустрию развивать программно-аппаратные комплексы;
- кратно возросшая угроза киберинцидентов — обращаться к решениям, обеспечивающим высокий уровень защиты;
- стремление к росту и развитию способствует возрастающему спросу на инструменты на базе ИИ;
- запрос на сохранение вложенных ранее инвестиций — системно подходить к планам модернизации и внедрения новых инструментов.
По опыту работы CTI с enterprise-сегментом можно сказать, что запросы бизнеса в основном объединяют 2 важных требования — сохранить привычную функциональность и сохранить инвестиции в текущую инфраструктуру и оборудование. При этом бизнес в первую очередь заинтересован не в отдельных решениях, а в экосистеме, позволяющей объединить все корпоративные коммуникации в рамках одной платформы. Современные ВКС позволяют осуществлять множество задач, включая голосовое и видео-общение, демонстрацию презентаций, совместную работу с документами и другие функции. Омниканальность уже давно является обязательным требованием в бизнес-коммуникациях, ее даже не стоит выделять отдельно. Чат-боты и голосовые помощники тоже в тренде в сферах банковского обслуживания, телекома, e-commerce. Из новых и бурно развивающихся следует назвать инструменты на базе искусственного интеллекта. Например, интеллектуальное шумоподавление, видеосвязь с дополненной реальностью, автоматическое протоколирование и другие, уже активно применяются в бизнесе и государственных структурах.
Проблема выбора
Рынок столкнулся со сложностями, однако развитие его не останавливается. Решения российских вендоров достигли высокого уровня конкурентоспособности и предлагают функциональность, отвечающую основным запросам бизнеса. При этом производители продолжают совершенствовать свои продукты, работая с обратной связью пользователей. По оценкам экспертов, сегмент унифицированных коммуникаций — один из самых быстрорастущих на отечественном ИТ-рынке. Рост количества игроков и обострение конкуренции действуют на благо продукта, стимулируя разработку, но добавляют головной боли заказчикам с выбором подходящего решения.
Технологии унифицированных коммуникаций сегодня лежат в основе практически любого бизнеса. И заказчики заинтересованы в том, чтобы получить бесперебойно работающий и гарантированно безопасный продукт, сократив при этом расходы на замену текущего оборудования и программного обеспечения. На помощь в вопросе выбора приходят компании-интеграторы. Доскональное знакомство с особенностями систем мировых производителей позволяет внешним экспертам оценить возможности внедрения новых инструментов и провести бесшовную миграцию на альтернативные платформы. Широкая линейка партнерских решений становится базой для выбора конкретных инструментов, максимально соответствующих поставленной бизнес-задаче. Важными элементами являются и предлагаемые интегратором сервисные услуги: техническая поддержка внедренных решений с заданными параметрами качества, различные варианты обслуживания, собственный склад ЗИП.
В заключение
Запрос на интеграцию платформ отечественных разработчиков, внедрение новых инструментов, направленных на цифровизацию бизнес-процессов, потребность в обеспечении информационной безопасности станут драйвером развития рынка унифицированных коммуникаций в ближайшей перспективе. Полнофункциональные UC-решения давно стали корпоративным стандартом крупного и среднего бизнеса, поэтому количество и качество предлагаемых решений возрастут вслед за объективно увеличившимся спросом.
Источник: Альберт Исламов, технический директор системного интегратора CTI