26 февраля 2024 г.
В феврале этого года аналитики Kept обращали внимание на то, что недостаток информации о возможностях ИИ — один из основных барьеров, сдерживающих его использование в отечественных компаниях. Но это «в целом по больнице» (точнее говоря, в целом по тем отраслям, ситуацию в которых аналитики Kept оценивали). А что происходит «в отдельных палатах»? В том числе тех, положение дел в которых наиболее интересно нашим читателям?
Мы задали топ-менеджерам ИТ-компаний вопрос: «Какие технологии ИИ вы используете или предлагаете для повышения производительности труда менеджеров по продажам?» Сразу отметим, что по существу ответили на него далеко не все. Многие комментарии выглядели примерно так: «Нам нечего сказать на этот счёт». Что, в общем-то, неудивительно: ведь лишь 39% респондентов исследования Kept «Искусственный интеллект — драйвер изменений экономики и финансов» сообщили, что в их компаниях ИТ-решения на базе технологий ИИ уже используются. А 17% сказали, что тема ИИ им не интересна и применять решения на базе технологий ИИ они в обозримом будущем не планируют.
Об использовании ИИ внутри компании рассказал аналитик данных Softline Digital (ГК Softline) Владислав Ботнев: «Наша компания активно внедряет технологии ИИ для повышения производительности труда менеджеров по продажам. Для реализации этой инициативы в рамках компании создана лаборатория генеративного ИИ, задачей которой стало просвещение людей в коллективе тонкостям работы с нейросетями и использования их для повышения продуктивности на работе. Одним из ключевых направлений развития являются вебинары, проводимые лабораторией, где разбираются успешные кейсы применения генеративного ИИ. Кроме того, участники мероприятий получают доступ к интересным статьям и новостям в сфере искусственного интеллекта. В настоящее время большинство менеджеров по продажам в Softline Digital обладают хорошими навыками промпт-инжиниринга для ChatGPT. Это позволяет им эффективно использовать ИИ для создания презентаций, текстов и редактирования документов. Кроме того, компания активно разрабатывает систему „цифрового сотрудника“, которая внедряет искусственный интеллект для оптимизации бизнес-процессов. Например, эта система будет использоваться для оптимизации процесса согласования документов, что является актуальной задачей для наших менеджеров по продажам».
По словам Алексея Лебедева, руководителя направления по работе с финансовым сектором RNT Group (ГК «Рексофт»), одно из решений RNT Group на основе ИИ — ассистент для работы с корпоративной базой знаний: «Сервис создан на основе большой языковой модели (LLM) и позволяет специалисту быстро находить ответы на вопросы, используя уникальную экспертизу и знания, накопленные внутри организации». Компания использует это решение в своей практике для подготовки к тендерам и встречам с заказчиками.
Ответы других экспертов касались проблем и возможностей использования ИИ для бизнеса в целом, а не опыта их компаний.
Директор департамента перспективных проектов компании «Дататех» Илья Кулаков обращает внимание на то, что «для полноценной демонстрации возможностей ИИ, особенно в реальных секторах экономики, необходимо наличие качественных реальных данных для обучения моделей. Поэтому многие решения, столкнувшись с нехваткой исходных данных, не покидают исследовательских центров, оставаясь на уровне прототипа. Невозможность продемонстрировать реальный практический результат в промышленном масштабе мешает применению технологий ИИ во многих компаниях. Технологии ИИ и больших данных всегда должны соседствовать на предприятии для получения экономического эффекта».
Директор департамента информационной безопасности и ПО OCS Distribution Ольга Скулова добавляет: «Пока российские компании не внедряют массово ИИ-решения в свои бизнес-процессы. Проекты в основном запускают очень крупные организации и госструктуры. Проникновению технологии мешают различные факторы. Например, в последние несколько лет бизнес сконцентрирован на решении задач в области импортозамещения софта и оборудования, причем часто в авральном режиме. Поэтому на реализацию проектов с ИИ не хватает как денег, так и времени ИТ-специалистов. Помимо этого, бизнес еще не до конца решил для себя, действительно ли искусственный интеллект безопасен и оправдано ли его внедрение экономическим эффектом. Особенно актуальны эти вопросы в таких критически важных направлениях деятельности, как, например, продажи. Сбой в алгоритмах может привести к огромных потерям».
Причины не очень широкого использования технологий ИИ для повышения производительности труда менеджеров по продажам коммерческий директор компании Axoft Алексей Какунин пояснил нам так: «ИИ вселяет в современный мир всё большую уверенность, что его использование может решить любую задачу, в том числе в части повышения производительности труда. Однако применение искусственного интеллекта, на сегодня, часто ограничено локальными и узкими вопросами, которые решаются конкретными сервисами, завязанными на ИИ. Для примера, если для решения конкретной задачи нужно составить официальное письмо, резюме или получить какую-либо справочную информацию, команды используют ChatGPT. Применение чат-бота с ИИ, который общается с клиентом, с одной стороны, снижает затраты на дополнительный персонал, а с другой стороны, у заказчиков, использующих сервис, это иногда вызывает отторжение, поскольку пользователи хотят общаться с живым человеком».
По мнению Алексея Какунина, повсеместное внедрение ИИ в целях роста производительности труда менеджеров по продажам стопорится по следующим причинам:
- Неочевидный ответ на вопрос: «Зачем?» По принципу, когда компьютер после его изобретения начал решать любые проблемы человечества, которых до изобретения компьютера не существовало.
- Страх возможной ошибки ИИ и границы свободы принятия решения.
- Сложности с адаптацией сотрудников и сопротивление изменениям.
- Технические сложности интеграции ИИ в существующую экосистему компании.
- Совсем другие приоритеты и цели у компании.
С тезисом о том, что недостаток информации о возможностях ИИ — один из основных барьеров, сдерживающих его использование в отечественных компаниях, согласен Владислав Бешляга, product-менеджер компании «Таймлист». Однако он добавляет: «Ещё один весьма существенный барьер — непонимание практического значения ИИ-технологий. Многим кажется, что эти технологии слишком сложны, а потому результатам их работы безоговорочно доверять нельзя. Другие, наоборот, боятся, что искусственные интеллекты могут оставить без работы множество интеллектов естественных. Прежде всего, в тех областях деятельности, которые не требуют от людей особого творчества и интуиции. На самом же деле, в большинстве случаев технологии ИИ — это вспомогательный инструмент, призванный повысить производительность отдельных людей, рабочих групп, а то и коллективов компаний в целом».
С утверждением о том, что недостаток информации о возможностях ИИ — один из основных барьеров, сдерживающих его использование в отечественных компаниях, полностью согласен и Сергей Вотяков, директор по взаимодействию с государственными органами PIX Robotics и руководитель Комитета РУССОФТ по ИИ. Он отмечает: «Сейчас о внедрениях ИИ берутся рассуждать политики, консультанты, чиновники и предприниматели. Это хорошо, так как привлекает внимание к технологиям, при этом все еще мало информации о прикладных кейсах, которые можно было бы применить в большом количестве компаний. Например, технология RPA (Robotic process automation) в синергии с ИИ является лидирующей в повышении производительности труда менеджеров по продажам. Каталог таких процессов широк: это и обработка обращений клиентов, мониторинг заказов, управление документооборотом с клиентами и так далее. В настоящее время комитет по ИИ РУССОФТ работает над созданием карты компаний, разрабатывающих программные продукты, использующие технологии ИИ».
Не исключено, что после составления этой карты, количество компаний, скептически относящихся к использованию технологий ИИ для повышения производительности труда менеджеров по продажам, уменьшится и достигнет уровня, приближающегося к плановым показателям обновленной редакции «Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 г.», утверждённой Указом Президента РФ № 124 от 15 февраля 2024 г. «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 „О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации“ и в Национальную стратегию, утвержденную этим Указом».
Напомним: в этом Указе отмечается, что в настоящее время в нашей стране «более 30% организаций, осуществляющих деятельность в различных отраслях экономики, применяют технологии искусственного интеллекта для выполнения прикладных задач». При этом «в мире существенно увеличилась доля организаций, которые применяют искусственный интеллект для повышения эффективности бизнес-процессов. По данным опросов, проведенных шестью консалтинговыми компаниями, в развитых странах 50 — 60 процентов всех крупных организаций используют искусственный интеллект».
Источник: IT Channel News