29 февраля 2024 г.

Компания Get experts представляет серию материалов, посвященных итогам 2023 года и планам на 2024 год. Материалы составлены по результатам опроса 5 880 участников российского рынка труда — 2 396 работодателей и 3 484 профессионалов. Участники исследования представляют различные отрасли экономики и практически все регионы России.

Форматы и режим работы

Мнение работодателей

В большинстве компаний (57%) сотрудники работают в офисе (или на производственной площадке компании), причем в 32% случаев это касается всего персонала, а в 25% разные категории сотрудников работают в разных форматах, но преимущественно в офисе. Эти работодатели выделили целый ряд плюсов офисного формата работы. Наиболее часто упоминаемые плюсы — то, что такой формат позволяет легко контролировать работу сотрудников (45%), что так легче выстроить коммуникации внутри коллектива (43%) и что это помогает работникам соблюдать баланс между работой и личной жизнью (41%). К минусам чаще всего относят опоздания сотрудников на работу из-за пробок (25%), то, что они уделяют мало времени семье (25%), и высокие затраты на офис и оборудование (25%).

В трети (34%) компаний сотрудники работают в гибридном формате (в 20% — все сотрудники, в 14% — большинство). Большинство представителей этих компаний говорят, что их работники проводят в офисе 2-3 дня (61%) или 4 дня (20%), еще в 10% случаев в офис приезжают только на 1 день в неделю. На остальные варианты гибрида (1-3 дня, 1-2 недели в месяц в офисе и без жестких пропорций) пришлось 9% ответов. Достоинствами гибридного формата работодатели называют то, что сотрудники соблюдают баланс работы и жизни (67%), могут уделять больше времени семьям (42%) и меньше утомляются и выгорают (42%). Не устраивает этот формат тем, что границы рабочего времени размыты (43%), трудно контролировать работников (25%) и поддерживать командный дух в коллективе (21%).

9% работодателей назвали своим основным форматом работы в 2023 году удаленку. В 5% компаний уточнили, что такой формат у них был предусмотрен не для всего персонала, 2% сказали, что их сотрудники работали из дома, 2% разрешали работать из любого места в пределах России, и в 1% случаев специалисты работали из любой точки мира. Главными преимуществами удаленной работы, по мнению работодателей, являются экономия средств на офисе и оборудовании (53%) и то, что сотрудники проводят больше времени с семьями (49%) и соблюдают work-life balance (47%). Среди недостатков работы вне офиса лидируют размытость границ рабочего времени (47%), сложности с контролированием работы персонала (31%) и то, что сотрудники не могут соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

Большинство работодателей (56%) не предлагают тем, кто работает на удаленке, никаких выплат и компенсаций, аргументируя это тем, что возможность работать не в офисе — это уже значительная привилегия. В других же компаниях удаленные сотрудники могут получить компенсацию расходов на интернет (24%), рабочую технику (20%), мобильную связь (19%), профессиональное развитие — тренинги, семинары, конференции и т. д. (8%), офисную мебель для организации рабочего места (4%) и аренду коворкингов (3%). В 8% компаний выплачивают компенсации за переработку на удаленке.

Многие работодатели (61%) не контролируют удаленных сотрудников, доверяя им. Они отмечают, что главное — результат, который показывает специалист. В то же время в других компаниях так или иначе следят за работой тех, кто находится не в офисе: проводят апдейт по выполнению задач пару раз в неделю (32%), просят предоставлять отчет по итогам проекта (23%), проверяют выполнение каждой подзадачи, делая по несколько звонков в день (21%), требуют отчеты по итогам каждого дня (16%), отслеживают время включения и выключения рабочего компьютера (13%) и применяют другие способы контроля. В 1% компаний признаются, что следят за своими сотрудниками через веб-камеры.

Мнения работодателей относительно того, как переход на удаленку повлиял на качество работы сотрудников, разделились: 54% говорят, что качество не снизилось, 21% — что оно не снижается только при гибридном графике, когда сотрудники проводят часть рабочего времени в офисе. Представители компаний, отметившие снижение качества работы, объясняют это по-разному: 13% уверены, что сотрудники отвлекаются, параллельно занимаются своими делами и поэтому работают меньше обычного, а 11% считают, что происходит обратный процесс: дома люди работают больше, чем работали бы в офисе, и из-за этого быстрее выгорают, что приводит к снижению их эффективности.

Мнение профессионалов

Большинство профессионалов (57%) рассказывают, что в 2023 году они работали в офисе или на производственной площадке работодателя. На удаленке работали 13% респондентов: 9% из дома и по 2% — из любой точки России либо мира. О работе в гибридном формате сообщили 29%, а 1% опрошенных находятся в декрете или временно не работают.

Наиболее частым форматом гибрида, по словам профессионалов, оказалось нахождение в офисе 2-3 дня в неделю — так работают 60% опрошенных специалистов. 4 дня в неделю присутствуют на работе 17%, 1 день — 11%, 1-3 дня в месяц — 6%. В графике «неделя дома, неделя в офисе» трудятся 2%, а «2 недели в офисе и 2 недели на удаленке» — 1%. 3% работников говорят, что их работодатели не установили жестких пропорций гибрида.

В каждом формате работы сотрудники видят свои плюсы и минусы.

Преимуществами офисной работы чаще всего называют то, что этот формат помогает сохранить баланс между работой и личной жизнью (40%), есть четко очерченные границы рабочего времени (39%) и хорошо оборудованное рабочее место (38%). К минусам такой работы относят затрату большого количества времени на дорогу (40%), малую подвижность (35%) и недостаток времени, уделяемого семье (33%).

Самые популярные плюсы гибридного и удаленного форматов совпали: соблюдение work-life balance (72% тех, кто работает на гибриде, и 64% удаленных сотрудников), возможность уделять больше времени семье (53% и 49%) и работать в своем темпе, не ориентируясь на коллег (42% и 46%). Два из наиболее часто упоминавшихся недостатков этих форматов также оказались одинаковыми: размытость границ рабочего и личного времени (37% при гибриде и 53% при удаленке) и малая подвижность (34% и 45% соответственно). На третьем месте у тех, кто часть времени проводит в офисе, затраты времени на дорогу (31%), а у удаленщиков — снижение числа социальных контактов до минимума (29%).

Для профессионалов, работающих удаленно, важно, чтобы компания компенсировала им переработки (41%), расходы на мобильную связь (41%), интернет (39%), рабочую технику (36%), профессиональное развитие (33%), офисную мебель для организации рабочего места (14%) и аренду коворкингов (9%). Чуть более трети из них (34%) говорят, что им не нужны никакие компенсации, достаточно зарплаты.

Дресс-код

В том или ином виде требования к одежде сотрудников определены в 70% компаний, 28% работодателей говорят, что у них дресс-кода нет, и 2% затруднились с ответом. Самый популярный дресс-код — smart casual (сочетание делового и повседневного стиля), он установлен в 36% компаний. 16% работодателей согласны на то, чтобы их сотрудники одевались повседневно (casual), 11% за business casual (менее формальный деловой стиль), и 7% требуют нахождения на работе исключительно в строгом деловом костюме или форме.

Об отсутствии дресс-кода в своих компаниях говорят 40% работников, у 58% он есть, 2% затруднились ответить точно. Чаще всего используются дресс-коды smart casual (27%) и casual, т. е. повседневный (13%). На business casual и строгий деловой стиль приходится 11% и 7% соответственно.

Источник: Пресс-служба компании Get experts