4 октября 2024 г.

Окончание, начало тут

Пример третий: автоматизация управленческого учета в УК «Гестор»

Кроме решений, ориентированных на решение специализированных задач, на предприятиях ЖКХ ведут внедрения традиционных ИТ-решений, упрощающих отчетность, документооборот, BI и т. д. Все эти задачи стоят перед предприятиями ЖКХ, как и перед любыми другими современными бизнесами.

Пример: внедрение интегратором «Бит.Финанс» решения для автоматизации управленческого учета в УК «Гестор». Раньше для сбора управленческой отчетности требовалась выгрузка данных из четырех систем «1С» — включая специализированную «1С: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК» — реклассификации расходов, последующей консолидации данных в Excel и, наконец, их ручной загрузки в BI-систему.

«Реализовали сложную и многоступенчатую задачу закрытия периода, создания отчетов по сопоставлению план-факта по распределяемым расходам, автоматизировали процесс выгрузки управленческой отчетности и расчет отложенного налога на прибыль», — сказал Константин Левитиан, руководитель проектов финансового и управленческого учета компании «Первый Бит»-Воронеж. Скорость получения отчетности и трудозатраты в подразделениях заказчика в результате внедрения удалось существенно сократить.

Интересно, что в сфере ЖКХ активны региональные компании, успешно продвигающие сервисы и софт профильным заказчикам по всей рублевой зоне. Примеры — упомянутый ранее «Первый Бит»-Воронеж или тюменская компания «Жилищный Стандарт», создавшая развитую автоматическую систему управления, которую уже внедрили в 135 городах из 61 региона РФ. АСУ «Жилищный Стандарт» интересна модульной структурой, которая дополняет комплексный подход к автоматизации, позволяя оптимизировать все рабочие процессы компаний сферы ЖКХ — от приема обращений жителей до формирования платежных документов и подготовки отчетности. Разумеется, АСУ входит в Реестр и, что важно, поддерживает двусторонний обмен данными с ГИС ЖКХ.

Мобайл как тренд в решениях для ЖКХ

Заметим, что рассмотренные нами примеры хотя и показательные, но не самые типичные. «Наиболее распространенные ИТ-решения в ЖКХ — мобильные приложения, обеспечивающие коммуникацию жителей с эксплуатирующими компаниями, системы автоматического учета ресурсов, „облачные“ системы мониторинга и управления инженерными системами здания, интеллектуальные системы видеонаблюдения и обеспечения безопасности, как в здании, так и на его территории, — говорит Александр Разумовский, директор продукта EKF Connect Building. — Все вместе они повышают эффективность при эксплуатации, безопасность и комфорт, а также улучшают взаимодействие с жителями».

Правильность высказанных мыслей подтверждает, например, ситуация в Москве, где к платформе «Электронный дом», которая представляет собой «единое окно» по вопросам управления и содержания многоквартирного дома (МКД), уже присоединилось более 99% МКД города, как сообщает портал mos.ru. На платформе собраны основные городские сервисы и электронные услуги в сфере ЖКХ: возможность передавать показания приборов учета, оплата Единого платежного документа и электроэнергии, направление заявок о неисправности в квартире/доме/дворе, получение уведомлений о плановых и аварийных отключениях в доме (воды, электроэнергии, газа и лифтов), сервисы для формирования обращений в управляющую организацию, вызовов мастеров-коммунальщиков и т. д. Жители могут воспользоваться «горизонтальными» сервисами — от электронной доски объявлений до специализированного чата для общения с соседями по дому. Платформа была запущена 12 ноября 2020 года, ее создали и развивают ГКУ «Новые технологии управления» совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы.

Заметим, что в других платформах также предусмотрены мобильные решения. Например, в упомянутом АСУ «Жилищный Стандарт» есть модули с мобильными приложениями как для жильцов, так и для работников УК.

Цифровизация ЖКХ требует цифровизации города

Дополнительным драйвером для рассматриваемого сегмента становится цифровизация городов и территорий. «Сейчас мы работаем над созданием „Умного дома 2.0“. Таким его можно сделать, лишь изначально встроив все интеллектуальные системы не только в квартиру, но и в здание, и даже в целый город, — сказал Андрей Лихачёв, генеральный директор АО СЗ „Рублёво-Архангельское“, комментируя подписание трёхстороннего соглашения о сотрудничестве между „Сбером“, АО СЗ „Рублёво-Архангельское“ и Институтом AIRI, направленного на создание современных продуктов для жителей и специалистов проекта СберСити. — Мы работаем над внедрением „искусственного интеллекта“ в сервисы и услуги для жителей, системы генерации и энергопотребления, инжиниринг, управление домом и ЖКХ в целом».

В долгосрочной перспективе «умные города» станут неотъемлемой частью жизни россиян, уверен Александр Разумовский: «Перспективы „умных городов“ в России позитивны, но существуют определенные вызовы — фрагментация рынка, нехватка кадров, высокая стоимость решений». Требуется комплексный подход с участием государства, бизнеса и общества, чтобы выработать общие правила, отмечает Александр Разумовский, процесс будет постепенным, с фокусом на пилотные проекты.

Однако, начинаясь с отдельных «пилотов», среда в ходе развития должна стать бесшовной. «Практически все участники рынка, включая регулятора, понимают, что за бесшовной средой будущее, потому что только в этом случае интересы жителей, государства и бизнеса будут в статусе win-win-win», — говорит Борис Золотин, руководитель кластера УК «Самолет Технологии». Сегмент только в начале пути, замечает Борис Золотин: рынок решений в этой области еще не сформировался, а роли, объектно-субъектные отношения информационных и организационных сущностей крайне размыты. Бесшовные решения начнут активно внедрять уже в среднесрочной перспективе, до 2030 года, предполагает он, и они получат широкое распространение.

Бесшовные решения в нишах давно демонстрируют свое удобство как для жителей, так и для сервисных компаний. «Мы бесшовными клиентскими сценариями занимаемся с 2019 года, когда интегрировали приложения от „Домиленд“ с сервисами такси, — рассказывает Валерия Блюкова, исполнительный директор „Домиленд“. — Чтобы авторизованному пользователю не нужно было создавать пропуска на закрытые территории, ИТ-системы обменивались данными номеров а/м в автоматическом режиме».

Варианты цифровизации в рассматриваемом сегменте могут быть весьма экзотическими, особенно в верхнем ценовом уровне. Например, компания «Философт» в лобби дома-бутика «Булычев» создала высокотехнологичное пространство, которое адаптируется под нужды жильцов комплекса, включающее Цифровую галерею. Система «умного дома», обслуживающая лобби, позволяет управлять освещением, музыкой, климатом и шторами, создавая оптимальные условия для любого времени суток. В лобби установлены датчики, которые измеряют температуру, влажность, уровень CO2 и степень освещенности, в зависимости от этих показателей и учитывая время суток автоматически запускают различные сценарии. Цифровая галерея представляет собой коллекцию оцифрованных картин различных эпох и направлений, которые отображают на телевизорах с диагональю 65 дюймов, установленных в лобби. Подборку произведений создают на каждый сезон отдельно, как и в традиционных арт-галереях.

Вместо заключения

В целом по стране уровень цифровизации ЖКХ можно назвать недостаточным, говорит Сергей Косецкий, коммерческий директор Группы компаний X-Com: «Несмотря на достигнутый в последние годы прогресс, процесс внедрения интеллектуальных технологий в отрасль сталкивается с рядом препятствий».

В ближайшие годы ожидается дальнейшее внедрение цифровых технологий в ЖКХ, что повысит конкуренцию и качество услуг, говорит Александр Разумовский, однако для успешного развития нужно решить вопросы финансирования и подготовки кадров.

«Разработка и внедрение цифровых продуктов требует серьезных затрат от УК или девелоперов, с которыми многие крупные УК так или иначе аффилированы, — говорит Борис Золотин. — Для продолжения процесса цифровизации и развития новых сервисов необходимо, чтобы предлагаемые услуги не только окупались, но и приносили прибыль».

Уверенность в продолжении развития внушает наличие планов, согласно которым в рассматриваемое направление планируют инвестировать существенные суммы. Заметим, что инвестиции идут разными путями — как напрямую, так и через опережающее развитие групп технологий. Рассмотрим два примера.

Одно из направлений косвенных инвестиций — вложения в трендовый ИИ. «В 2024 году на интеграцию ИИ-проектов „Сколково“ направит более 550 млн рублей, в том числе на апробацию перспективных технологий в строительном секторе и ЖКХ», — говорит Сергей Перов, Председатель Правления Фонда «Сколково».

Использование ИИ в ЖКХ пока ограничено, но растет, отмечает Александр Разумовский: «Уже сегодня ИИ помогает предсказывать поломки, оптимизировать ресурсы, управлять внутренней инфраструктурой здания. Активность внедрения таких технологий зависит от размера объекта, уровня цифровизации и готовности инвестировать».

Другой пример — активное внедрение IoT. Российский рынок таких решений к концу 2032 года может вырасти до 350 млрд руб., в то время как по итогам 2022 года он составлял около 165 млрд руб., по данным собственного исследования «Русатом Инфраструктурные решения» (входит в Госкорпорацию «Росатом»), в котором отмечено, что наибольший спрос на IoT в настоящее время от сегментов торговли, обеспечения безопасности, а также от рассматриваемых нами направлений недвижимости (жилая и коммерческая), строительных и инженерных услуг.

Рост тарифов ЖКХ неизбежен. Летом будущего года ожидают их увеличения на 11,9%, согласно прогнозу социально-экономического развития, с 2026 года — на 5,4%, а с 2027 года — на 4,8%. Заметим, что повышение ограничивает ФАС, но драйверят инфляция, рост цен на энергоносители, ситуация на рынке труда и т. д.

Заметим, что в тандеме девелопмент-ЖКХ есть как единые проблемы (например, дефицит рабочих рук), так и специфические. Заметим, что если ужесточение миграционной политики создаст проблемы как строительству, так эксплуатации, то девелопмент будет дополнительно страдать от повышения ключевой ставки Центробанком и от существенного урезания программ льготных ипотек, которые на ситуацию в ЖКХ заметного влияния не окажут. Однако в сложившейся ситуации цифровизация нужна обоим сегментам, оптимизация уже становится не только инструментом для повышения эффективности, но и необходимостью для выживания бизнеса.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News