3 декабря 2024 г.
Искусственный интеллект перестает быть технологией будущего и становится частью повседневной реальности. Но видят в нем не знающего эксперта, а помощника.
- 63% россиян использовали технологии ИИ в течение последнего года. Чаще всего это голосовые помощники и текстовые запросы в чат GPT (по 31%).
- Для большей части россиян ИИ — это помощник (54%).
- 76% полагают, что ИИ допустимо использовать в учебе, в том числе 69% говорят о соблюдении правил, а 7% — об использовании без каких-либо ограничений.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса россиян об искусственном интеллекте, проведенного к Форуму инновационных центров ФИЦ-2024.
Уже не в диковинку!
Искусственный интеллект (ИИ) стремительно становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Его популярность обусловлена широким спектром применения — от умных помощников и чат-ботов до сложных аналитических систем в бизнесе, медицине и образовании. Еще три года назад лишь треть россиян могли объяснить, что такое искусственный интеллект, а сегодня шесть из десяти (63%) уже применяют эти технологии в своей жизни.
Чем моложе россияне, тем активнее они пользуются ИИ: среди самых технологически продвинутых поколений (зумеры и младшие миллениалы) показатель достигает
Наиболее популярными способами взаимодействия с ИИ у россиян стали голосовые помощники и текстовые запросы с помощью чатов GPT или нейросетей (по 31%). Причем женщины чаще мужчин пользуются голосовыми помощниками (35% vs. 28%). Каждый пятый (21%) имеет опыт обращения к чат-боту, почти столько же (19%) применяли систему распознавания объектов, поиска по фотографиям. Среди других ответов — генерация контента (14%), использование системы «умный дом» (13%), применение ИИ в работе (12%).
Каждый третий россиянин (33%) в течение последнего года не делал ничего из перечисленного (среди зумеров и младших миллениалов —
Так как молодежь в принципе чаще пользуется ИИ, она чаще выбирала и все перечисленные варианты, но особенно часто зумеры и младшие миллениалы практикуют генерацию контента
В целом результаты использования ИИ указывают на расширение его влияния на российское общество, особенно среди молодежи и образованных горожан. А наличие различных способов взаимодействия с ИИ — от голосовых помощников до генерации контента и решения рабочих задач — показывает, что россияне активно исследуют и используют разнообразные функции, которые предоставляют такие технологии.
И не друг, и не враг, а... помощник?
Большая часть россиян воспринимают ИИ позитивно, прежде всего как помощника (54%). То есть к технологиям ИИ относятся скорее как к инструменту, способному облегчить повседневные задачи. Среди других предложенных ролей ИИ 12% голосов получает «игрушка», а значит, часть населения относится к таким технологиям с элементом легкости и развлечений.
Тот факт, что противоположные роли выбирали одинаково часто (друг и враг — по 10%, конкурент и эксперт — по 7%, слуга и сверхразум — по 6%), указывает на элемент неопределенности и противоречивости в восприятии технологий ИИ. Пока одни видят в нем друга, эксперта и сверхразум, для других он таит потенциальную угрозу. Представители старших поколений (застоя и оттепели), те, кто реже других обращается к ИИ, довольно часто не могли дать ответ на этот вопрос
Представления о роли ИИ достаточно схожи у россиян из разных поколений, исключение составляют зумеры, для которых в 22% случаев ИИ стал другом. Восприятие ИИ как «друга» свидетельствует о том, что новые технологии могут вызывать эмоциональную привязанность, или о том, что у молодежи формируется свой, особый доверительный способ взаимодействия с технологиями, где ИИ выступает в роли субъекта, а не объекта.
Сначала книги, потом ИИ
В рейтинге источников, к которым россияне готовы обратиться, чтобы разобраться в новом для них вопросе, ИИ занимает последнее место (5%), уступая даже библиотекам и книгам (6%). А первое место занимает интернет (50%), он обходит даже личные связи — компетентных друзей и знакомых (29%). Из этого можно сделать следующие выводы.
- Во-первых, ИИ пока не воспринимается как надежный источник информации. Тот факт, что и книги, и ИИ находятся в конце списка, не говорит о том, что это «соседство» временное и книги уже утратили свою популярность, а ИИ только ее набирает. Ведь даже среди зумеров в случае необходимости освоить что-то новое большинство обратятся к глобальной сети (57%) или знающим людям (28%), а не к ИИ (7%).
- Во-вторых, интернет сохраняет свои позиции основного и удобного способа поиска информации, тогда как книги и библиотеки (казалось бы, вот он — источник экспертного знания), по-видимому, уже утратили свои позиции.
- В-третьих, культура осознанного поиска информации меньше ценит экспертность в лице живого человека, переходя в систему «человек — интернет» из системы «человек — человек». Единственное поколение, в котором личные связи (42%) значимее интернета (20%), — это поколение оттепели, в поколении застоя оба варианта примерно равнозначны
(37-39%), а в более молодых поколениях интернет заметно опережает личные контакты (в2-2,8 раза).
Предпочитающие интернету ТВ россияне в случае необходимости разобраться в каком-то вопросе гораздо чаще будут для этого обращаться к знакомым (54%), а не к интернету (8%). Тогда как «интернетчики» и те, кто практикует смешанную модель медиапотребления, для освоения нового выберут интернет (по 60%), а не «живых» экспертов (по 23%).
ИИ и образование? Почему бы и нет!
Россияне в целом лояльно относятся к использованию учащимися инструментов ИИ в учебе (допускают такое 76%), но есть нюанс. Только 7% говорят о допустимости применения ИИ школьниками и студентами без каких-либо ограничений, тогда как 69% уверены, нужно соблюдать определенные правила. Шестая часть опрошенных (18%) оказалась против таких «упражнений».
В большей степени «за» применение ИИ в учебе сами вчерашние студенты и школьники — зумеры и младшие миллениалы:
- О допустимости применения ИИ в учебе чаще говорили россияне с высшим или незаконченным высшим образованием (83% vs. 76% среди всех россиян и 64% россиян с неполным и полным средним образованием).
- Более лояльны оказались также жители мегаполисов (обе столицы, миллионники —
80-81% vs. 72% среди сельчан) и активные интернет-пользователи (82% vs. 62% среди предпочитающих ТВ).Обращаем внимание
Источник: Пресс-служба ВЦИОМ