23 декабря 2024 г.

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил второе издание Рейтинга креативных регионов России. Наряду с оценкой формирующихся региональных моделей развития креативных индустрий, определением их особенностей, факторов успеха и барьеров, новый рейтинг дает представление о масштабе всего креативного сектора страны (включая сопутствующие креативным виды деятельности) и его динамике в регионах за 2022–2023 гг.

Рейтинг с 2023 г. готовит Российская кластерная обсерватория ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Второе издание сохраняет прежнюю структуру и методологию формирования Российского регионального индекса креативных индустрий (далее — РРИКИ) на основе 52 показателей (рассчитаны на данных Банка России, Минкультуры, Минпросвещения и Минцифры России, Роспатента, Росстата, Фонда кино, Федеральной налоговой службы и др.). Рейтинг позволяет сопоставлять регионы по общему уровню развития креативных индустрий, а также в разрезе четырех тематик (социально-экономические условия, культурная среда, экономика и поддержка креативных индустрий). Особенностью 2-го издания является наличие индивидуальных профилей регионов, демонстрирующих сильные и слабые стороны креативного сектора в каждом из них. Другой важной новацией рейтинга стало использование обновленного перечня креативных индустрий, разработанного в 2024 г. ВШЭ при участии АСИ, представителей бизнеса, экспертного сообщества.

Главные выводы:

  • Топ-4 креативных регионов, как и в первом издании рейтинга, образуют: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская и Томская области.
  • Также сохранилось преобладание в топ-20 субъектов из европейской части страны и Уральского федерального округа. Восток, кроме Новосибирской и Томской областей, представляют Красноярский край (19-е место) и Республика Саха (Якутия) (20-е).
  • За последний год усилилась поляризация между топ-10 и регионами из десятки, замыкающей рейтинг. Это прослеживается по всем аспектам развития креативного сектора, наиболее заметно — по среднему значению субиндекса «Экономика креативных индустрий» (с 6,7 до 7,2 раз). Менее всего регионы разделяет культурная среда: разница по соответствующему субиндексу возросла с 1,7 до 2,2 раз.
  • Девять регионов из первой двадцатки по значению РРИКИ улучшили свои позиции в новом рейтинге. Особенно продвинулись Пермский край (+30, на 16-е место), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (+24, 10-е), Калужская область (+22, 11-е), Республика Мордовия (+10, 12-е). На пять позиций поднялись Свердловская (5-е) и Новгородская (13-е), на две — Костромская (7-е), Ульяновская (9-е) и Челябинская (18-е) области. На их продвижение в рейтинге, в частности, повлиял прирост показателей, характеризующих уровень развития экономики креативных индустрий, цифровизации, культуры и интеллектуальной собственности.
  • Почти в каждом втором регионе из топ-20 расположены крупные мегаполисы. Их наличие также усиливает позиции субъектов РФ по большинству аспектов развития креативных индустрий (значение РРИКИ в таких регионах выше среднего по России).
  • Крупные индустриальные центры (регионы, где особенно высок вклад в экономику обрабатывающей и добывающей промышленности) уделяют внимание региональным налоговым льготам и созданию особых форматов инфраструктуры креативных индустрий. Кроме Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в топ-20 из этой группы также входит Тюменская область (15-е).
  • Примечательно, что малые промышленные регионы, отличающиеся небольшой численностью населения и умеренными доходами, успешно конкурируют с более крупными субъектами, и представлены в первой двадцатке большим числом субъектов. Помимо Томской области, из этой группы к регионам-лидерам также относятся Ивановская (6-е), Костромская (7-е), Ульяновская (9-е), Калужская области (11-е) и Республика Мордовия (12-е). В этих регионах наблюдается высокая концентрация объектов интеллектуальной собственности, основных средств и нематериальных активов организаций креативных индустрий.
  • В интервале между 21-й и 60-й позициями по значению РРИКИ равномерно распределены культурно-исторические центры (Рязанская, Ярославская, Орловская, Московская, Владимирская, Смоленская, Псковская, Брянская, Тамбовская, Курская и Тверская области), которые отличает значительная концентрация исторических поселений, объектов культурного наследия и самая высокая посещаемость музеев. Особенности культурной среды отражаются и на их креативных специализациях — заметный вклад в региональную занятость в них вносит индустрия народных художественных промыслов и ремесел.
  • В регионах Арктики особое место отводится созданию комфортной культурной и городской среды, а также участию в федеральных программах поддержки креативных индустрий. В двух регионах группы — республиках Саха (Якутия) и Карелия — уровень развития креативных индустрий превышает средний показатель по регионам.
  • Отличительными чертами южных республик является значительный человеческий потенциал для развития креативных индустрий. Так, они занимают второе место по среднему числу школ креативных индустрий в расчете на 10 тыс. человек населения. Два участники группы (республики Калмыкия и Северная Осетия — Алания) расположены выше 50-й строки по значению РРИКИ.
  • Приграничные регионы специализируются на гастрономии и активно участвует в отдельных направлениях федеральной поддержки. Один приграничный регион, Калининградская область, вошел в топ-20 рейтинга.

Источник: Пресс-служба ИСИЭЗ НИУ ВШЭ