25 декабря 2024 г.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует показатели ресурсной обеспеченности и результативности вузовской науки.
С конца
Финансирование
Объем внутренних затрат на ИР в секторе высшего образования в 2023 г. достиг 178,9 млрд руб., увеличившись за год на 24,3 млрд руб., или на 8,2% в постоянных ценах. Несмотря на это, ввиду схожей динамики финансирования ИР в других секторах, доля вузовского сектора в затратах на науку не изменилась (10,8%) . Она сопоставима с аналогичным показателем в США (9,9%), Японии (11,5%) и Китае (7,8%), но заметно ниже среднего значения по странам ОЭСР (15,6%). По абсолютной величине внутренних затрат на ИР в секторе высшего образования Россия (6,7 млрд долл. США по паритету покупательной способности) находится на
Основным источником финансирования ИР в секторе высшего образования в России (как и в науке в целом) являются средства государства — 61,2% (в том числе федерального бюджета — 54,1%). На долю бизнеса приходится четверть затрат (25,5%), других национальных источников — 13% (из них 12,3% — средства организаций сектора высшего образования, включая собственные), зарубежных источников — 0,3%. В других секторах науки структура затрат по источникам заметно отличается: в государственном выше вклад средств государства (89,9%), на долю бизнеса приходится 9,3%, на остальные источники — менее 1%; в предпринимательском секторе аналогичные показатели составили 53,9, 44,5 и 1,6% соответственно.
В 2023 г. в секторе высшего образования по сравнению с предыдущим годом увеличились поступления практически из всех источников: затраты на науку за счет собственных средств сектора возросли в постоянных ценах на 19,5%, средств государства — на 10,2%, а бизнеса — на 1,6%.
Организации сектора высшего образования преимущественно выполняют прикладные исследования: на их долю приходится более половины (53,6% в 2023 г.) внутренних текущих затрат на ИР сектора, треть (33,8%) связана с фундаментальной наукой и 12,6% — с разработками.
В итоге в 2023 г. сектор обеспечил 30% общего объема затрат на прикладные исследования в стране, 22% фундаментальных исследований и 2,2% затрат на разработки.
Научные кадры
В 2023 г. на долю сектора высшего образования приходилось 10,9% общей численности персонала, занятого ИР в России, — 73 тыс. чел. По сравнению с 2022 г. величина этого показателя практически не изменилась, однако относительно уровня 2015 г. выросла численность как персонала в целом (+14,4%), так и всех его категорий: исследователей (+4%), техников (+60,7%), вспомогательного и прочего персонала (+31,5%).
Состав научного персонала в вузовском секторе имеет свою специфику. Во-первых, его отличает наибольший удельный вес исследователей — 65,4% в 2023 г. (в целом по России — 50,5%); во-вторых, максимальная доля работников с высшим образованием — 88,3% (против 76,9%); и, наконец, высокий уровень научной квалификации — 39,6% персонала и 57,5% исследователей имеют ученую степень кандидата или доктора наук (против 14,5 и 27,3% соответственно).
Возрастная структура исследователей в секторе высшего образования отличается несколько более высокой долей молодежи в возрасте до 29 лет, а в остальном сопоставима со структурой российской науки в целом: значительная часть исследователей сектора (42,2%) — ученые в возрасте до 39 лет (включительно), около трети (34,7%) — в возрасте
Отличительной особенностью сектора высшего образования является значительная численность исследователей — совместителей и лиц, работавших по договорам гражданско-правового характера. В 2023 г. она превышала численность исследователей списочного состава на 8%. Отчасти такая особенность является следствием активного вовлечения профессорско-преподавательского состава в научную деятельность в качестве совместителей.
Результаты
Создаваемые вузовской наукой новые знания воплощаются в различных результатах, в том числе в научных публикациях и новых технологиях, которые находят свое применение в экономике.
В 2023 г. почти 70% (75,2 тыс.) публикаций российских авторов в научных изданиях, индексируемых в Scopus, были подготовлены с участием ученых, аффилированных с вузами3. По сравнению с 2015 г. величина этого показателя увеличилась на 2 п. п. В предыдущий период она была еще выше, однако в
Об укреплении вузовской науки свидетельствует и состав организаций — лидеров по числу публикаций в научных изданиях, индексируемых в Scopus. Если в 2010 г. в топ-10 входили только четыре вуза (МГУ, СПбГУ, НГУ и НИЯУ МИФИ), то в 2023 г. вузы заняли уже все позиции первой десятки.
В 2023 г. организации высшего образования укрепили свои позиции и среди разработчиков передовых производственных технологий (ППТ), создав почти 750 новых технических решений для производства. За пять лет значение этого показателя выросло в 2,5 раза, в результате доля ППТ, разработанных вузами, в общем их числе увеличилась с 18,1 до 26,9%. Вузовская наука стала чаще предлагать уникальные, не имеющие мировых аналогов решения: если в 2019 г. доля принципиально новых ППТ в общем числе созданных ими составляла только 7,5% (в целом по экономике — 13,4%), то в 2023 г. — 13,4% (против 12,1%).
В 2023 г. вузы возглавили рейтинг разработчиков по числу созданных за год «зеленых» технологий (34,3% от всех таких ППТ); технологий проектирования и инжиниринга (29,6%); технологий связи, управления и геоматики (23%). По большинству других они уверенно входят в тройку лидеров, например, по технологиям производства, обработки, транспортировки и сборки (37,4%); автоматизированной идентификации, наблюдения и/или контроля (28,8%); промышленных вычислений и больших данных (17,1%).
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Росстата, ОЭСР; научных изданий, проиндексированных в Scopus; результаты проекта «Подготовка справочных и аналитических материалов по вопросам развития науки в Российской Федерации и за рубежом, подготовка предложений по развитию статистического наблюдения в сфере науки с учетом актуализации мер государственной политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Источник: Татьяна Ратай, Ирина Тарасенко, Сергей Ревякин, Максим Коцемир, Алевтина Репина, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ