29 января 2025 г.
Зачем разрабатывать мультимедийные сервисы для городов и какие технологии нужны жителям рассказывает Владимир Розин, генеральный директор IT группы ОТКРЫТИЕ.
Идее формирования «умных» городов, которые когда-то казались футуристичной концепцией, сегодня стараются следовать многие регионы России. С 2020 года власти измеряют IQ городов — их уровень цифровизации. Средний показатель год за годом растет благодаря внедрению новых технологий.
Большой вклад в это вносят не только власти, но и бизнес, который разрабатывает актуальные решения для транспортной инфраструктуры, социальной, туристической, и других. Значительная часть проектов для «умного» города связана с мультимедиа технологиями, которые выполняют множество функций — в частности, влияют на коммуникацию жителей и гостей города с региональными властями, госучреждениями, муниципальными предприятиями и бизнесом.
Роль мультимедиа в смарт-городах
Концепция «умных» городов подразумевает соединение IoT-решений, Интернета вещей, и информационных технологий, чтобы создать более комфортную и безопасную среду, снизить потребление ресурсов и улучшить коммуникацию между властями и гражданами. Например, системы интеллектуального освещения подстраиваются под окружающую среду: уличные фонари зажигаются не в определенное время, а когда стемнеет. Это экономит электроэнергию.
Для эффективного взаимодействия между городскими властями и гражданами в концепции «умного» города применяются мультимедийные технологии — уличные информационные панели, интерактивные платформы, приложения. Они помогают эффективно визуализировать большие данные, которые собраны с датчиков разных городских служб — например, с меток транспорта.
Система обрабатывает эту информацию и представляет в наглядном виде: пассажир на остановке видит, где сейчас находится нужный ему автобус, сколько минут его ждать. Или водитель другого автобуса на том же маршруте понимает, нужно ли ему ускорить движение, чтобы выдерживать четкий тайминг, или наоборот, он должен немного задержаться, потому что автобус перед ним замедлился.
Визуализация больших данных с помощью мультимедийных технологий приносит пользу:
- Жителям и гостям города — они получают больше инструментов для комфортного и безопасного проживания или пребывания в городе.
- Местным властям — у них появляется большой объем данных, в том числе в режиме реального времени, что помогает лучше понимать проблемы и продумывать более качественные решения.
- Бизнесу — мультимедийные продукты позволяют ему собирать информацию о своей аудитории и ее потребностях, повышать удобство взаимодействия клиентов с компанией, и как итог, улучшать свою репутацию.
Интерактивные информационные стенды
Одна из самых простых мультимедийных технологий, которую внедряют в «умных» городах, — это цифровые информационные панели. Как классические, так и интерактивные — те, с которыми человек может взаимодействовать: например, по прикосновению к экрану вызвать окно с детальной информацией об объекте.
Интерактивные информационные стенды актуальны практически везде. Их могут использовать учреждения сферы здравоохранения, образования, культуры, офисы, банки, развлекательные центры. Стенды могут транслировать актуальную информацию о событиях, транспортных маршрутах и услугах, что повышает уровень удобства для посетителей и доступность ресурсов.
Несколько вариантов применения интерактивных стендов:
- В банках. Через информационные панели клиент может получить информацию об услугах, получить талон к сотруднику для решения конкретной категории вопросов — по кредитам, по открытию счета, и так далее.
- В развлекательных центрах. Интерактивные стенды могут не только показывать динамичную карту ТЦ или ТРЦ и помогать быстро построить маршрут до конкретного магазина, ресторана или детской комнаты. В них могут быть и другие опции — например, посмотреть расписание кинотеатра и сразу купить билеты.
- В образовательных учреждениях. Через интерактивный стенд ученики могут получить виртуальную экскурсию по кампусу, найти информацию об учебных программах или посмотреть расписание.
Взаимодействие граждан и города через интерактивные информационные стенды может быть односторонним или двусторонним. В первом случае панели просто предоставляют актуальные данные — например, показывают, когда к остановке прибудут разные автобусы или как сориентироваться в пространстве культурного центра: где находится условный выставочный зал, а где — гардероб.
Кроме этого в продукт может быть заложена обратная связь. Например, человек может через информационную панель оценить качество обслуживания в общественном месте, уровень удовлетворенности выставкой, концертом. Это помогает компании, которая установила у себя стенд, анализировать мнение своей аудитории. Также через информационную панель человек может отправить информацию об инциденте — например, ДТП — в городские службы для оперативного реагирования.
Интерактивные стенды помогают бизнесу собирать данные об аудитории. Во-первых, компания может получать обратную связь в виде оценок за качество обслуживания, длительность ожидания в очереди и так далее. Во-вторых, бизнес может видеть, какие опции или онлайн-услуги у потребителей более востребованы, чтобы усилить работу в этом направлении. Например, если посетители ТРЦ через интерактивный стенд часто пользуются опцией онлайн-покупки билетов, то, возможно, стоит им предложить такой же онлайн-заказ напитков и закусок.
Мобильные приложения
Более сложный мультимедийный продукт для реализации идеи «умного» города — мобильные приложения для доступа к услугам местных компаний, к информации о разных аспектах городской жизни, коммуникации с различными учреждениями, в том числе государственными. Жизнь современного человека сильно связана со смартфоном, многие вопросы он уже привык решать на ходу, через маленький экран. Больше 80% россиян выходят в интернет со смартфона, и цифровые ресурсы сегодня нужно адаптировать под мобильное использование — или подстраивать сайт, или разрабатывать приложение.
Повысить комфорт городской среды могут разные категории приложений.
- Для отслеживания общественного транспорта. Это приложения, которые помогают точнее распланировать маршрут, не замерзнуть на остановке в долгом ожидании или даже просто понять, как уехать из незнакомого района. Самые известные примеры таких сервисов — 2ГИС, Яндекс Карты, Bustime, Московский транспорт: последний даже показывает загруженность конкретного автобуса (рис. 1).
- Для оценки ситуации на дорогах. Пользователь получает оперативную информацию о пробках, ДТП и других проблемах, и может построить для себя оптимальный маршрут. А еще он может сам отправить информацию о том же ДТП на конкретном участке пути.
- Для получения информации о мероприятиях в городе. В эту категорию входят приложения, в которых можно просмотреть местные события — концерты, выставки, локальные фестивали, ярмарки. Например, такой функционал предлагает «Афиша»: один из самых известных событийных порталов с одноименным приложением. В таких продуктах может быть заложена обратная связь для компании-организатора мероприятия, возможность оставить публичный отзыв и оценку компании, что позволяет бизнесу получать мнение аудитории и улучшать репутацию.
- Необычный продукт в этой нише — приложение SwapMap, которое помогает искать мероприятия поблизости и создавать сообщества. Сервис соединяет в себе социальную сеть и информационный портал с новостями о событиях в городе. По данным официального сайта, у SwapMap сейчас почти 165 тыс. пользователей.
- Для получения информации о районе. Интерактивные карты могут показывать пользователю данные об инфраструктуре поблизости, транспортной доступности, стоимости жилья, экологической обстановке и многом другом. Часть таких опций есть, например, у карт «Яндекс.Недвижимость».
- Детальная информация о районе в первую очередь актуальна для тех, кто думает о покупке жилья или переезде. Однако также она может быть полезна для бизнеса, которому важно понимать ценность конкретной локации — есть ли поблизости его целевая аудитория, нет ли рисков, что вскоре район перестроят и компании придется съезжать.
- Для общения с городскими службами. Это приложения, с помощью которых люди могут сообщать в разные ведомства о случившихся проблемах — на проезжую часть упало дерево и заблокировало выезд из двора ЖК, на стене дома появилось нелегальное граффити, и так далее. Также это могут быть более локальные приложения: например, для общения с управляющей компанией дома и управления разными задачами внутри ЖК — открыть дверь в подъезд без ключа, через приложение, принимать звонки с домофон на смартфон, и так далее.
Многопользовательские приложения для смартфонов актуальны для многих отраслей. Однако бизнесу важно тщательно изучить целевую аудиторию продукта, чтобы понимать и то, насколько востребованным будет приложение, и как сделать его максимально комфортным для пользователя. Условно, для молодой аудитории на первый план может выйти функциональность, а для пользователей старшего возраста — простота интерфейса, легкость поиска нужных опций и информации.
Интерактивные платформы с геймификацией
Сервисы и платформы для участия граждан в городской жизни — социально важный продукт в экосистеме «умного» города. С одной стороны, он создает условия для сбора мнения людей, что важно для эффективной работы местных властей. С другой стороны, он может стимулировать людей реализовать собственные инициативы, сделать вклад в развитие района, округа или всего города.
На таких платформах жители города могут:
- голосовать за различные инициативы — например, за варианты благоустройства района;
- участвовать в общественных акциях и конкурсах — например, в конкурсе на лучший проект в сфере устойчивого развития;
- предлагать свои идеи по улучшению жизни в городе — через опросы или другие формы обратной связи.
Однако для того, чтобы такие платформы не были просто набором опросов и голосований, а эффективно работали, привлекали пользователей, важно грамотно подобрать интерактивные механики и продумать к ним систему геймификации. Она может повысить интерес людей к активному участию в городской жизни.
Один из самых известных примеров в сегменте интерактивных платформ с геймификацией — сервис «Активный гражданин», который появился еще в 2014 году. Через онлайн-площадку жители Москвы могут делиться своим мнением по актуальным вопросам на уровне города, отрасли или района. То есть, «общаться» с правительством Москвы и разными ведомствами. За участие в опросах пользователи сервиса получают баллы — потом их можно потратить на разные призы: например, термостакан, наушники или даже оплату парковки. Сейчас на платформе более 7 млн участников (рис. 2).
Будущее смарт-города и мультимедиа
Благодаря активному развитию технологий, росту их доступности — в том числе с финансовой точки зрения, концепция «умного» города реализуется уже во многих городах России. При этом далеко не везде уже закрыта большая часть задач по цифровизации, поэтому для бизнеса, особенно в регионах, есть огромное поле для маневров. Новые цифровые продукты, в том числе на основе мультимедийных технологий, востребованы и будут оставаться актуальны еще долго.
Компаниям, которые планируют войти в эту нишу и разрабатывать ИТ-решения для «умных» городов, стоит присмотреться к технологиям ближайшего будущего — это в первую очередь искусственный интеллект. За последние несколько лет он стал очень распространен, получил активное применение в аналитике, прогнозировании, обработке вопросов и обращений, повысилась точность его работы. Он может стать ценным помощником во всех мультимедийных продуктах для города — и как виртуальный ассистент, и как алгоритм, который будет выдавать более персонализированную информацию пользователю.
Также вскоре в сервисы «умного» города может начать интегрироваться дополненная реальность, которая подарит пользователям новый опыт взаимодействия с местными компаниями, ведомствами и органами власти. Сейчас элементы AR проникают в экскурсионные сервисы: например, в приложении «Узнай Москву» в AR-формате можно было погулять по одному из павильонов ВДНХ. В ближайшей перспективе дополненная реальность может появиться в большем количестве мобильных приложений для городской среды.
Источник: Владимир Розин, генеральный директор IT группы ОТКРЫТИЕ