14 января 2025 г.

Великий и ужасный (по причине фактически безальтернативного торжества в глобальном масштабе) MS Office официально в Россию ныне не поставляется и даже не поддерживается, — что не мешает ему пока оставаться наиболее распространённым в РФ офисным пакетом. По оценке J’son & Partners Consulting, в 2023 г. на заметно выросшем за год российском рынке офисного программного обеспечения (64 млрд руб.; +12% к уровню 2022-го) соответствующее зарубежное ПО по-прежнему уверенно доминировало с долей 61%. Уже в 2030-м, полагают аналитики, 80% продаж офисного программного обеспечения в России будет приходиться на продукты отечественных разработчиков, — но дорогу это ещё предстоит осилить. Как же складывается ситуация с офисным ПО в РФ прямо сейчас?

Время вышло?

Как раз в наступившем году должны подойти к концу сроки действия лицензий на самые последние офисные пакеты зарубежных вендоров (MS Office, разумеется, прежде всего), во множестве приобретавшиеся российскими заказчиками вплоть до февраля 2022-го. Как же будут после этого поступать большинство их нынешних пользователей, — изыщут способ продлить лицензию за границей, перейдут на пиратскую версию привычного пакета, выберут открытое ПО — или всё-таки обратятся к продукту одного из отечественных разработчиков?

«Некоторые заказчики действительно продолжают закупать решения Microsoft, — соглашается Елена Бардина, руководитель отдела продуктового маркетинга компании „МойОфис“. — Основная причина — привычка пользователей и неготовность компаний к переходу: многие из них просто не работали с отечественными альтернативами, которые, к слову, не уступают иностранным по функциональности. Особенно в части общесистемного, прикладного и офисного ПО, а также среди решений для безопасности, отечественные продукты в полной мере способны заменить иностранные решения. Мы всё-таки считаем, что заказчики начнут активный переход на российские решения. Во-первых, и налаженные „серые“ поставки дают сбой. Во-вторых, даже если найти пиратскую поставку не будет проблемой, стоимость таких решений и для бизнеса, и для частных пользователей кратно увеличивается год к году. В конечном итоге, приобретение таких решений окажется просто нецелесообразным. Поэтому рано или поздно заказчики перейдут на отечественные продукты, — это вопрос времени».

Основными потребителями российского ПО, в том числе офисных решений, в нынешних реалиях эксперт называет государственные организации и владельцев объектов КИИ. Елена Бардина отметила: «Уровень проникновения цифровых технологий в госсекторе исторически высок, а госорганы и бюджетные учреждения традиционно занимают ведущие позиции в процессе ИТ-импортозамещения. По нашим данным, уже более 80% государственных организаций совершили комплексный переход на российское ПО, — здесь мы говорим про рынок в целом, а не только офисный софт. Сейчас ключевой потребностью госсектора является миграция на отечественные суверенные разработки с сохранением уровня сервиса для граждан. Без этого сложно представить работу любой организации: большинство государственных служащих ежедневно используют редакторы документов, почтовые решения и корпоративные мессенджеры. Такие заказчики — госсектор и крупный бизнес — прежде всего, обращают особое внимание на обеспечение безопасности продукта. В частности, на внедрение конвейера безопасной разработки в жизненный цикл продуктов, присутствие продукта в реестре отечественного ПО и наличие сертификата ФСТЭК России. Эти запросы российские продукты закрывают».

erid: 2SDnjeyCGxU

Компания МойОфис — отечественный разработчик высокотехнологичных офисных решений — с 2013 года предлагает бизнесу и частным пользователям эффективные и безопасные инструменты для совместной работы с документами.

Мультипродуктовая корпоративная платформа

Платформа МойОфис включает набор приложений для работы на различных устройствах: компьютерах, планшетах и смартфонах. Решения поддерживают настольные, мобильные и веб-приложения, что делает их универсальными для использования в любой точке мира. В линейке есть продукты как для домашнего использования, так и для бизнеса разного масштаба.

В состав платформы входят редакторы документов, корпоративные почтовые системы и мессенджер с ВКС. Все решения интегрируются друг с другом, что позволяет легко переходить между задачами в едином интерфейсе, без потери времени и независимо от операционной системы и типа устройства. А благодаря развитым средствам для разработчиков (SDK) технологии МойОфис могут быть интегрированы в другое программное обеспечение, например, в СЭД.

Безопасность — на первом месте

МойОфис предоставляет гибкие инструменты для защиты информации и гарантирует полный контроль над данными. На все документы можно установить пароль, а доступ к ним ограничить, настроив права на просмотр, редактирование и управление файлами. Также предусмотрен режим записи исправлений для отслеживания изменений, внесенных другими пользователями.

Преимущества для бизнеса

  • Совместимость с различными ОС и аппаратными комплексами, включая российские.
  • Полный контроль над данными, защита от утечек и соответствие требованиям российского законодательства.
  • Гибкая настройка прав доступа к документам.
  • Простота внедрения и интеграции в любую корпоративную инфраструктуру.

МойОфис  ваш надежный партнер для работы с документами и коммуникациями.

Реклама ООО «НОВЫЕ ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», ИНН: 7703807270

«С точки зрения ИТ-безопасности пиратство — не самый мудрый выбор, — констатирует Елена Куц, руководитель экспертно-аналитического отдела российского разработчика программного обеспечения ALMI Partner. — Потенциальные угрозы, такие как потеря данных и несанкционированный доступ к конфиденциальной информации, могут превысить возможные краткосрочные выгоды. Выбор простой: рисковать — или инвестировать в легальные решения. При продлении лицензий через зарубежные компании также возникают значительные риски. Процесс продления может быть сложным и противоречить законодательству. Также возможны проблемы с сервисной поддержкой, поскольку иностранные вендоры могут прекратить поставки услуг или уменьшить их объем. Эти риски будут возрастать с каждым годом из-за нестабильной международной политической обстановки. Наилучшие перспективы для российских организаций — отечественные офисные решения, способные не только заменить традиционные инструменты, но и открыть новые возможности для бизнеса. При выборе важны функциональность, поддержка, цена, интеграционные возможности и обучение. Только так компании смогут эффективно адаптироваться к переменам и обеспечить стабильность в будущем».

Как считает Артём Марковский, руководитель департамента инфраструктурных и прикладных решений компании Axoft, около 50% отечественных заказчиков всё же изыщут способ приобрести официальные лицензии на привычные офисные пакеты за границей: «Вторая половина заказчиков, соответственно, разделится на две части: около 20% могут задуматься об использовании пиратского ПО, а 30% начнут движение в сторону перехода на отечественные решения. Выбор же отечественного решения будет базироваться, в основном, на следующих критериях:

  • Достаточная функциональность ПО (особенно табличных редакторов), а также удобство использования (соответствующее потребностям того или иного заказчика).
  • Цена продукта и качество технической поддержки.
  • Интеграционные возможности, а также нюансы написания и работы с макросами. Поддерживаемые объёмы данных в табличных файлах.
  • Для крупных организаций — возможность доработки решения под нужды заказчика.
  • Экосистемность решений производителей».

Василий Ившин, руководитель отдела развития и сопровождения ИТ-инфраструктуры Directum, также считает, что малые и средние компании скорее всего не обратят внимания на прекращение действия лицензий: «Многие работают не через MS Office, а через онлайн-редактор Google Docs или локально устанавливаемые свободно распространяемые OpenOffice/LibreOffice. Эти программы лицензий не требуют. Крупный бизнес, в свою очередь, перейдёт на продукты отечественных вендоров, потому что современные российские решения удовлетворяют запросам предприятий с точки зрения основных критериев: функциональности, производительности и уровня технической поддержки. На выбор в пользу одного или другого продукта могут повлиять скорость исправления дефектов, качество и скорость техподдержки и производительность — которая уж точно должна быть не ниже, чем для MS Office. А по основной функциональности продукты схожи; только узкие специалисты используют какие-то особенные возможности».

В тройке лидеров актуального для России офисного ПО по частоте использования эксперт называет «Мой Офис», "Р7-Офис«/Only Office, OpenOffice/LibreOffice: «Стоимость владения, конечно тоже значима, но для наиболее крупных заказчиков другим важным фактором может оказаться готовность реализовать какую-то функциональность специально под них. Возможно, окажут влияние и предпочтения интегратора либо головной организации. В первом случае причиной будет комплексная поставка, во втором — снижение проблем с форматами при передаче файлов между структурами».

Эксперты компании «Марвел-Дистрибуция» солидарны с коллегами во мнении, что выбор того или иного подхода зависит от конкретного заказчика и его потребностей: «Все три пути равно достижимы, но у каждого есть плюсы и минусы. Например, можно продлить лицензию за границей, но этот вариант сопряжён с временными и финансовыми затратами; пиратство может привести к заражению всей системы вредоносными программами; а переход на российское ПО потребует времени, чтобы все пользователи привыкли к новому интерфейсу. В целом же отечественные офисные пакеты по своему основному функционалу не уступают решениям западных вендоров; их безусловный плюс — это доступ к регулярным обновлениям, то есть пользователи могут получать новейшие версии продуктов, как только те выходят. Как правило, при выборе офисного пакета заказчики ориентируется на стоимость, удобство интерфейса и широту представленного набора инструментов»

«Учитывая, что легальных способов продления лицензий MS Office, приобретённых в рамках трёхлетних контрактов, для российских компаний не существует, а риски использования пиратского ПО довольно высоки, предполагаю, что большинство таких компаний будут отдавать предпочтение отечественным производителям, — резюмирует Людмила Вдовенко, руководитель направления развития импортозамещающих продуктов „Южной Софтверной Компании“. — При выборе решения будут важны: функциональность, производительность, совместимость с документами из других редакторов, обеспечение информационной безопасности, возможность получения качественной технической поддержки от производителя, гибкие способы приобретения и стоимость».

Продолжение следует

Источник: Максим Белоус, IT Channel News