14 января 2025 г.
Великий и ужасный (по причине фактически безальтернативного торжества в глобальном масштабе) MS Office официально в Россию ныне не поставляется и даже не поддерживается, — что не мешает ему пока оставаться наиболее распространённым в РФ офисным пакетом. По оценке J’son & Partners Consulting, в 2023 г. на заметно выросшем за год российском рынке офисного программного обеспечения (64 млрд руб.; +12% к уровню
Время вышло?
Как раз в наступившем году должны подойти к концу сроки действия лицензий на самые последние офисные пакеты зарубежных вендоров (MS Office, разумеется, прежде всего), во множестве приобретавшиеся российскими заказчиками вплоть до февраля
«Некоторые заказчики действительно продолжают закупать решения Microsoft, — соглашается Елена Бардина, руководитель отдела продуктового маркетинга компании „МойОфис“. — Основная причина — привычка пользователей и неготовность компаний к переходу: многие из них просто не работали с отечественными альтернативами, которые, к слову, не уступают иностранным по функциональности. Особенно в части общесистемного, прикладного и офисного ПО, а также среди решений для безопасности, отечественные продукты в полной мере способны заменить иностранные решения. Мы всё-таки считаем, что заказчики начнут активный переход на российские решения. Во-первых, и налаженные „серые“ поставки дают сбой. Во-вторых, даже если найти пиратскую поставку не будет проблемой, стоимость таких решений и для бизнеса, и для частных пользователей кратно увеличивается год к году. В конечном итоге, приобретение таких решений окажется просто нецелесообразным. Поэтому рано или поздно заказчики перейдут на отечественные продукты, — это вопрос времени».
Основными потребителями российского ПО, в том числе офисных решений, в нынешних реалиях эксперт называет государственные организации и владельцев объектов КИИ. Елена Бардина отметила: «Уровень проникновения цифровых технологий в госсекторе исторически высок, а госорганы и бюджетные учреждения традиционно занимают ведущие позиции в процессе ИТ-импортозамещения. По нашим данным, уже более 80% государственных организаций совершили комплексный переход на российское ПО, — здесь мы говорим про рынок в целом, а не только офисный софт. Сейчас ключевой потребностью госсектора является миграция на отечественные суверенные разработки с сохранением уровня сервиса для граждан. Без этого сложно представить работу любой организации: большинство государственных служащих ежедневно используют редакторы документов, почтовые решения и корпоративные мессенджеры. Такие заказчики — госсектор и крупный бизнес — прежде всего, обращают особое внимание на обеспечение безопасности продукта. В частности, на внедрение конвейера безопасной разработки в жизненный цикл продуктов, присутствие продукта в реестре отечественного ПО и наличие сертификата ФСТЭК России. Эти запросы российские продукты закрывают».
Компания МойОфис — отечественный разработчик высокотехнологичных офисных решений — с 2013 года предлагает бизнесу и частным пользователям эффективные и безопасные инструменты для совместной работы с документами.
Мультипродуктовая корпоративная платформа
Платформа МойОфис включает набор приложений для работы на различных устройствах: компьютерах, планшетах и смартфонах. Решения поддерживают настольные, мобильные и веб-приложения, что делает их универсальными для использования в любой точке мира. В линейке есть продукты как для домашнего использования, так и для бизнеса разного масштаба.
В состав платформы входят редакторы документов, корпоративные почтовые системы и мессенджер с ВКС. Все решения интегрируются друг с другом, что позволяет легко переходить между задачами в едином интерфейсе, без потери времени и независимо от операционной системы и типа устройства. А благодаря развитым средствам для разработчиков (SDK) технологии МойОфис могут быть интегрированы в другое программное обеспечение, например, в СЭД.
Безопасность — на первом месте
МойОфис предоставляет гибкие инструменты для защиты информации и гарантирует полный контроль над данными. На все документы можно установить пароль, а доступ к ним ограничить, настроив права на просмотр, редактирование и управление файлами. Также предусмотрен режим записи исправлений для отслеживания изменений, внесенных другими пользователями.
Преимущества для бизнеса
- Совместимость с различными ОС и аппаратными комплексами, включая российские.
- Полный контроль над данными, защита от утечек и соответствие требованиям российского законодательства.
- Гибкая настройка прав доступа к документам.
- Простота внедрения и интеграции в любую корпоративную инфраструктуру.
МойОфис — ваш надежный партнер для работы с документами и коммуникациями.
Реклама ООО «НОВЫЕ ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», ИНН: 7703807270
«С точки зрения ИТ-безопасности пиратство — не самый мудрый выбор, — констатирует Елена Куц, руководитель экспертно-аналитического отдела российского разработчика программного обеспечения ALMI Partner. — Потенциальные угрозы, такие как потеря данных и несанкционированный доступ к конфиденциальной информации, могут превысить возможные краткосрочные выгоды. Выбор простой: рисковать — или инвестировать в легальные решения. При продлении лицензий через зарубежные компании также возникают значительные риски. Процесс продления может быть сложным и противоречить законодательству. Также возможны проблемы с сервисной поддержкой, поскольку иностранные вендоры могут прекратить поставки услуг или уменьшить их объем. Эти риски будут возрастать с каждым годом из-за нестабильной международной политической обстановки. Наилучшие перспективы для российских организаций — отечественные офисные решения, способные не только заменить традиционные инструменты, но и открыть новые возможности для бизнеса. При выборе важны функциональность, поддержка, цена, интеграционные возможности и обучение. Только так компании смогут эффективно адаптироваться к переменам и обеспечить стабильность в будущем».
Как считает Артём Марковский, руководитель департамента инфраструктурных и прикладных решений компании Axoft, около 50% отечественных заказчиков всё же изыщут способ приобрести официальные лицензии на привычные офисные пакеты за границей: «Вторая половина заказчиков, соответственно, разделится на две части: около 20% могут задуматься об использовании пиратского ПО, а 30% начнут движение в сторону перехода на отечественные решения. Выбор же отечественного решения будет базироваться, в основном, на следующих критериях:
- Достаточная функциональность ПО (особенно табличных редакторов), а также удобство использования (соответствующее потребностям того или иного заказчика).
- Цена продукта и качество технической поддержки.
- Интеграционные возможности, а также нюансы написания и работы с макросами. Поддерживаемые объёмы данных в табличных файлах.
- Для крупных организаций — возможность доработки решения под нужды заказчика.
- Экосистемность решений производителей».
Василий Ившин, руководитель отдела развития и сопровождения ИТ-инфраструктуры Directum, также считает, что малые и средние компании скорее всего не обратят внимания на прекращение действия лицензий: «Многие работают не через MS Office, а через онлайн-редактор Google Docs или локально устанавливаемые свободно распространяемые OpenOffice/LibreOffice. Эти программы лицензий не требуют. Крупный бизнес, в свою очередь, перейдёт на продукты отечественных вендоров, потому что современные российские решения удовлетворяют запросам предприятий с точки зрения основных критериев: функциональности, производительности и уровня технической поддержки. На выбор в пользу одного или другого продукта могут повлиять скорость исправления дефектов, качество и скорость техподдержки и производительность — которая уж точно должна быть не ниже, чем для MS Office. А по основной функциональности продукты схожи; только узкие специалисты используют какие-то особенные возможности».
В тройке лидеров актуального для России офисного ПО по частоте использования эксперт называет «Мой Офис», "Р7-Офис«/Only Office, OpenOffice/LibreOffice: «Стоимость владения, конечно тоже значима, но для наиболее крупных заказчиков другим важным фактором может оказаться готовность реализовать какую-то функциональность специально под них. Возможно, окажут влияние и предпочтения интегратора либо головной организации. В первом случае причиной будет комплексная поставка, во втором — снижение проблем с форматами при передаче файлов между структурами».
Эксперты компании «Марвел-Дистрибуция» солидарны с коллегами во мнении, что выбор того или иного подхода зависит от конкретного заказчика и его потребностей: «Все три пути равно достижимы, но у каждого есть плюсы и минусы. Например, можно продлить лицензию за границей, но этот вариант сопряжён с временными и финансовыми затратами; пиратство может привести к заражению всей системы вредоносными программами; а переход на российское ПО потребует времени, чтобы все пользователи привыкли к новому интерфейсу. В целом же отечественные офисные пакеты по своему основному функционалу не уступают решениям западных вендоров; их безусловный плюс — это доступ к регулярным обновлениям, то есть пользователи могут получать новейшие версии продуктов, как только те выходят. Как правило, при выборе офисного пакета заказчики ориентируется на стоимость, удобство интерфейса и широту представленного набора инструментов»
«Учитывая, что легальных способов продления лицензий MS Office, приобретённых в рамках трёхлетних контрактов, для российских компаний не существует, а риски использования пиратского ПО довольно высоки, предполагаю, что большинство таких компаний будут отдавать предпочтение отечественным производителям, — резюмирует Людмила Вдовенко, руководитель направления развития импортозамещающих продуктов „Южной Софтверной Компании“. — При выборе решения будут важны: функциональность, производительность, совместимость с документами из других редакторов, обеспечение информационной безопасности, возможность получения качественной технической поддержки от производителя, гибкие способы приобретения и стоимость».
Продолжение следует
Источник: Максим Белоус, IT Channel News
erid: 2SDnjeyCGxU