13 января 2025 г.
Окончание, начало здесь
Высокий интерес к вне-реестровому сегменту коммерческих ноутбуков понятен. Это направление развивается по законам рынка, не искаженным текущими регуляторными требованиями, которые могут малопредсказуемо меняться в достаточно широких пределах. Санкционная политика на сегмент, конечно, влияет, но данные барьеры игроки рынка научились эффективно обходить. Обход санкционных ограничений, заметим, нужен по поставкам как готовых изделий, так и компонент для сборки, так что в этом плане давление присутствует на все три типа поставщиков, присутствующих в сегменте.
Сколько коммерческих компьютеров в РФ
Объем российского рынка персональных компьютеров в 2023 году составил 6,7 млн штук, по данным IT Research, увеличившись на 12,5% относительно предыдущего года. Общее количество компьютеров в рублевой зоне на начало прошлого года составляло 49,4 млн, по данным того же агентства, что позволяет оценить средний срок жизни систем, который должен составлять чуть более 7 лет — за такое время парк должен быть обновлен полностью, причем это усредненное значение актуально как для стационарных систем, так и для ноутбуков.
erid:Коммерческие ноутбуки IRBIS
IRBIS продолжает активно развивать линейку коммерческих ноутбуков, ориентированную на широкий спектр офисных сотрудников. Устройства представлены в трех сериях:
- Groovy — оптимальные решения с широким спектром базовых функций;
- Smart — с улучшенными характеристиками и дополнительными функциями;
- Noble — флагманские решения, разработанные на основе новейших технологий.
Системы обладают дисплеями с диагональю 14, 15.6 и 17.3 дюйма.
IRBIS улучшил и оптимизировал актуальный модельный ряд коммерческих ноутбуков на основе анализа опыта реальной эксплуатации предыдущих моделей. Мы увеличили емкость штатных аккумуляторов, что в сочетании с оптимизацией энергопотребления повысило время работы на 30%. Модели получили обновленный набор портов, включая установку USB 4 / Thunderbolt со скоростью 40 Гб/с. Накопители NVMe теперь обеспечивают повышенную скорость передачи данных — до 31.5 ГБ/с. При этом стоимость решений осталась на уровне прошлого года.
Для активных мобильных пользователей IRBIS предлагает в серии Smart легкие ноутбуки со встроенным LTE-модулем и поддержкой SIM-карт всех российских сотовых операторов. Такие системы позволяют легко и эффективно работать как в офисе, так и в любом другом месте, где есть покрытие сотовой связи.
«IRBIS успешно работает на российском ИТ-рынке уже 19 лет, и за это время компания прошла все ключевые этапы формирования высококачественного сервиса и продвинутой технической поддержки, например, предоставление расширенной и Onsite-гарантии, которые не могут предложить в данный момент большинство зарубежных игроков», — говорит Денис Миронов, менеджер по продукции IRBIS.
В планах бренда разработка экстремально легких и производительных устройств весом менее 1 кг, которые обычно выбирает высшее руководство. Особенности таких моделей — металлический корпус, часто из магниевого сплава, яркий дисплей на основе OLED-матрицы, компактное зарядное устройство и т. д.
Реклама ООО «ТРЕОЛАН», ИНН: 7736313319
Однако в пределах этого временного промежутка некоторые системы успевают обновить 2 раза и более — устаревание компьютера зависит от области его применения. Геймерские решения устаревают быстрее всего — их заменяют через
Принято считать, что количество компьютеров, закупаемое корпорациями и частными лицами, соотносится примерно 50/50. С реестровыми компьютерами есть некоторая ясность — продажи этих товаров целиком внутри корпоративных закупок, никто для частного использования не будет приобретать системы на четверть дороже только из-за наличия в Реестре. Коммерческие не-реестровые системы присутствуют как внутри В2В-, так и внутри В2С-каналов: некоторую часть таких систем приобретают частные лица, заинтересованные в компьютерах повышенной надежности и с расширенным ресурсом.
Определить объемы продаж и емкость рынка с для не-реестровых коммерческих ноутбуков проблематично. Опрошенные нами эксперты затруднились с оценками объемов соответствующих продаж.
В сегменте коммерческих компьютеров важна коммуникация вендора с каналом и с заказчиками, хотя бы с крупными. На этом делают особый акцент некоторые компании, активно присутствующие в сегменте. «Наша сильная сторона — это открытый ресурс инженерной поддержки на всех этапах тестирования или эксплуатации оборудования заказчиками», — говорит Дмитрий Чивин, управляющий директор IRBIS.
Конкуренция внутри сегмента
В сегменте коммерческих компьютеров, не внесенных в Реестры, присутствует продукция российских, «параллельных» и китайских брегдов. Соотношение между ними демонстрирует реальные конкурентные преимущества вендоров, определяемые технологическими, продуктовыми и маркетинговыми концепциями.
«Российские ноутбуки будут укреплять свои позиции в будущем», — считает Станислав Бадзыма, коммерческий директор 3Logic Group. С ним согласны большинство опрошенных нами экспертов, которые уверены, что системы российского производства будут увеличивать занимаемую долю рынка. В ближайшие пару лет доля отечественных вендоров будет расти, поскольку для коммерческих заказчиков важен не только продукт, но и сопутствующие сервисы, например, гарантийное обслуживание, говорит Александр Логинов, директор департамента персональных систем OCS Distribution.
Однако остается открытым вопрос: как быстро будет происходить рост доли российских ноутбуков и какой именно процент сегмента они в итоге займут. Близость вендора к потребителям, официальное присутствие в канале, фирменная техническая поддержка, совместимость с локальными программными стеками — все это, казалось бы, должно обеспечивать локальным маркам безусловное лидерство в рублевой зоне, но на практике этого пока не происходит. Во «не-реестровом» сегменте по-прежнему велика доля безымянных «однодневок» и марок, завозимых «параллельным импортом», а российских брендов в нём пока мало, особенно заслуживших доверие клиентов и давно присутствующих на рынке, отметил Алексей Иванов, менеджер по развитию бизнеса iRU.
Ушедшие бренды пока еще занимают некоторую долю в запросах заказчиков, но заметна тенденция на сокращение спроса — для оказания услуг производителям необходимо так или иначе присутствовать в регионе, отмечают опрощенные нами эксперты. Вендоры ушли из РФ, поэтому их фирменная техническая поддержка тут недоступна, и корпоративным заказчикам — как компаниям, так и частными лицам, использующим ноутбуки для рабочих задач — приходится обращаться в российские сервис-центры, которые предоставляют соответствующие услуги без доступа к фирменной экспертизе и при наличии проблем с запчастями.
«Для заказчиков вариант использования ПК, ввезенных по „параллельному импорту“, влечет за собой сервисные и гарантийные риски, ограничения по поддержке и прозрачности по срокам поставки устройств, их доступности на среднесрочном горизонте», — говорит Дмитрий Чивин.
Со стабильностью поставок по «параллельному импорту» бывает сложно. Но, как отмечает Марина Полянская, управляющий директор IT-департамента HIPER, с этим стало получше, что положительно отразилось на продажах соответствующих систем.
Однако правительство рапортует об общем снижении поставок по «параллельному импорту» — с 3 до 2 млрд долл. в месяц — сообщает ТАСС, отмечая, что основной спад в сегментах одежды и электроники. Более того, в новом году есть планы «точечного» сокращения списка доступного в рамках этого формата, сказал Антон Алиханов, министр промышленности и торговли. Детальные планы озвучены не были, но изменение списков может усложнить и поставки ноутбуков.
Ноутбуки производства глобальных компаний могут продемонстрировать рост в рассматриваемом сегменте благодаря технологическому лидерству вендоров. Именно эти вендоры делают акцент на создание «ИИ-систем», о которых мы рассказывали и которые в теории способны существенно увеличить продуктивность работника. Произойдет ли такое на практике глобально и будут ли ИИ-инструменты в продукции этих вендоров актуальны для российской действительности без привязки к локальным ресурсам и в условиях блокировок — вопрос открытый, ответ на который мы узнаем в наступившем году.
Особенности поставок
Модели коммерческих ноутбуков более интересны для реселлеров, чем массовые бюджетные изделия, у которых основным конкурентным преимуществом — и зачастую единственным — является цена. Поставки рассматриваемых нами устройств происходят практически через все каналы — от проектных закупок и проектов интеграции до маркетплейсов и других розничных площадок.
«Если говорить про наш опыт, то он скорее связан с проектными поставками — в их рамках компании закрывают свои потребности в организации рабочих мест сотрудников, — говорит Станислав Бадзыма. — Это могут быть исключительно проекты по оснащению офисов ноутбуками или ПК с необходимой периферией, или обустройство рабочих мест в рамках интеграционных проектов».
Конкурентами для коммерческих систем в рассматриваемом сегменте могут выступать устройства, созданные для домашнего применения. «Российские сборщики во многом гибки в части как адаптации своих продуктов под требования заказчиков, так и предлагаемых сервисов и гарантий, сопровождающих их продукты, иногда заказчики выбирают для простейших задач готовые решения из B2C-линеек», — говорит Дмитрий Чивин, при этом отмечая, что такие кейсы встречаются не часто, все же розничный продукт сопровождается, как правило, более ограниченным набором сервисов: меньше гарантийный срок, ограниченные возможности апгрейда, менее удобно реализован технический дизайн для осуществления обслуживания техники в корпоративной среде.
B2C-девайсы в корпоративной инфраструктуре
Клиентские устройства из B2C-сегмента попадают к коммерческим заказчикам в двух случаях: если компания пытается сэкономить или не стоит задача разворачивать и поддерживать в течение длительного времени крупную инфраструктуру, отмечает Александр Логинов. Экономия тут достаточно условная: нужно помнить про ТСО. Устройства, созданные для B2C-сегмента, напоминает эксперт, как правило, имеют более быстрый цикл обновления.
«Крупные корпоративные заказчики практически не используют решения для В2С при спланированных закупках, — говорит Марина Полянская. — Чаще всего потребительские устройства выбирают или СМБ-заказчики». Однако, признает Марина Полянская, заказчики в некоторых редких случаях могут выполнять закупки таких устройств, например, при единоразовой потребности, которую надо закрыть «здесь и сейчас».
Заметим, что такие решения могут отличаться внешне. Например, В2С-ноутбуки нередко помещены в корпуса розового цвета, красного или «цвета Тиффани», что в условиях офиса, на производственных площадках или, предположим, на деловых переговорах будет выглядеть странно. Сказанное справедливо и для геймерских систем, которые по производительности могут быть вполне «корпоративными», а по дизайну — нет: в их корпусах часто реализованы подчеркнуто агрессивные элементы дизайна: резкие линии, RGB-подсветка, крупные логотипы игровых саб-брендов и т. д. Дизайн для корпоративного рынка важен, он не обязан быть скучным (см. врезку), но все же должен оставаться в рамках бизнес-стиля.
«Гравитон» как «русский Apple»? Именно такую концепцию предложила компания, рассказал Илья Чаплинский, директор по маркетингу компании «Гравитон», и такой подход оказывается рабочим. Реестровые компьютеры действительно становятся «меткой», выделяющей специалистов, работающих на государственные структуры, госкомпании пр., так же, как системы Apple выступают отличительной особенностью для представителей «креативного класса». Но есть и отличия: компьютеры «с яблоком» пользователи покупают за свои деньги, а реестровые в рознице приобрести проблематично, поэтому их обычно получают по формату CYOD.
Ряд вендоров, ранее специализировавшихся на создании домашних и геймерских систем, выходят на рынок коммерческих ноутбуков. Показателен в этом плане пример Maibenben, который во второй половине этого года вывел на российский рынок ноутбуки серии «В», ориентированные на бизнес-применение. Эти системы, как подчеркнул Николай Шмыков, имеют как конструктивные особенности, так и спецусловия по продвижению в канале.
Вместо заключения
Сложная ситуация в экономике требует все более аккуратных вложений в оборудование, в том числе, в компьютерное. Каждая компания, не скованная рамками регуляторных требований, будет решать соответствующие задачи в зависимости от имеющихся возможностей: наличия ресурсов, оценки рисков и т. д. В сложных условиях возрастает значение всего, что упрощает процесс выбора — от технического консалтинга до брендинга — о чем нужно помнить игрокам ИТ-рынка.
Однако работа в корпоративном сегменте требует инвестиций и других активностей от вендоров. «Мы всегда стараемся выстраивать долгосрочные отношения с заказчиками, в основе которых лежит глубокое понимание технических требований, предъявляемых к оборудованию, а также гибкость в поддержке эксплуатации и обслуживания наших устройств, — говорит Дмитрий Чивин. — Зачастую предлагаем к поставке решение, которое из коробки может поставляться уже с программным обеспечением заказчика и полностью готовое к использованию в инфраструктуре предприятия».
Широкие перспективы в сегменте есть у продукции российских вендоров, поставляющих коммерческие компьютеры, которые в Реестр не включены, но представляют интерес для корпоративных заказчиков, которым соответствующие покупки разрешены регуляторами. Эти системы созданы локальными вендорами с учетом требований к коммерческим компьютерам, предъявляемым корпоративными заказчиками из РФ, произведены по принципам экономической целесообразности (в большинстве случаев все же на китайских фабриках по формату OEM или ODM) и представляют собой российский продукт. Российские вендоры этот продукт разработали и поставили на рынок, они же обеспечивают фирменную гарантию и другие сервисы, нужные коммерческим компьютерам на протяжении жизненного цикла товара.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News