7 апреля 2025 г.
Половина предпринимателей планируют изменения в управлении в ближайшие три года, а каждый пятый руководитель малого и микробизнеса размышляет над этим вопросом. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного банком «Точка» с участием бизнес-клуба «Реформа» в рамках запуска совместного бесплатного проекта о бизнес-инструментах и моделях нового времени «Реформа управления». Аналитики опросили более 500 руководителей малого и микробизнеса.
Предприниматель является «узким горлышком» — основная проблема микро и малого бизнеса
Самой распространённой проблемой управления (34%) стала ситуация, когда руководитель является «узким горлышком» в компании и «застревает» в операционной деятельности. Это отражает тенденцию малого бизнеса концентрировать большинство решений в руках владельца, что часто замедляет развитие.
Среди других распространённых проблем — недостаточный уровень цифровизации и сложности с внедрением новых технологий (31%), медленная адаптация к изменениям (22%) и неэффективная коммуникация в команде (20%).
Интересно, что чем больше команда, тем острее проблемы с коммуникацией: среди компаний с 16 и более сотрудниками на плохие коммуникации указали 42% против 15% у небольших команд
Таблица 1. Ответ на вопрос «С какими проблемами вы сталкиваетесь в процессе управления бизнесом?», можно было выбрать несколько вариантов
Варианты ответа |
Среди всех опрошенных |
В зависимости |
|
|
16 и более |
||
Я являюсь «узким горлышком» в части принятия решений в компании и «застреваю» в операционке |
34% |
34% |
37% |
Недостаточный уровень автоматизации или цифровизации, сложности во внедрении технологий |
31% |
29% |
37% |
Медленная адаптация к изменениям |
22% |
21% |
28% |
Неэффективная коммуникация внутри команды |
20% |
15% |
42% |
Не сталкиваюсь с проблемами |
20% |
20% |
20% |
Другое |
15% |
13% |
20% |
Половина предпринимателей планирует изменить модель управления
50% предпринимателей планируют изменения в управлении в ближайшие три года. Среди сталкивающихся с проблемой «узкого горлышка» доля таких намерений выше (65%), чем среди тех, кто не сталкивается с этой проблемой (41%). Молодые предприниматели до 34 лет активнее других планируют изменения (63%).
Таблица 2. Ответ на вопрос «Планируете ли вы изменения в подходе к управлению компанией в ближайшие 3 года?»
Варианты ответа |
Среди всех опрошенных |
Среди сталкивающихся |
В зависимости от возраста |
||||
Сталкиваются |
Не сталкиваются |
До 34 лет |
|
|
55 лет и старше |
||
Да |
50% |
65% |
41% |
63% |
50% |
45% |
44% |
Нет |
29% |
17% |
35% |
18% |
31% |
28% |
35% |
Сомневаюсь |
21% |
18% |
24% |
19% |
19% |
27% |
21% |
Сейчас большая часть опрошенных использует круговую (горизонтальную) структуру управления (34%), однако суммарная доля традиционных иерархической (29%), матричной (16%), дивизиональной (10%) и сетевой (6%) оргструктур превосходит первую.
«При этом готовность управленцев к изменениям отражает запрос на гибкость, делегирование полномочий, ускорение коммуникаций и принятия решений», — подчеркивает сооснователь бизнес-клуба «Реформа» Татьяна Курюкова.
«Малый бизнес чувствителен как к факторам внешней среды, так и к модели управления. И, несмотря на высокую мотивацию и вовлеченность руководителей, большинство из них не могут себе позволить продолжительные эксперименты с новым подходом к управлению, боятся ошибиться. Чтобы у предпринимателей была исчерпывающая информация не в теории, а на практике, мы собрали и проанализировали опыт более 15 компаний, которые построены на новых моделях управления: от маленьких стартапов до крупных компаний с миллиардными оборотами — Mindbox, „Додо Пицца“, „Ростелеком“, „Комус“, Setters, „Вкусвилл“, банк „Точка“ и др. Теперь управленцы могут „подсмотреть“ внутренние документы быстрорастущих лидеров рынка в открытом доступе, изучить их подходы и практики и творчески внедрить это у себя с поправкой на контекст и личный опыт», — добавляет она.
Среди рассматриваемых новых моделей управления лидирует самоуправление (24%). Каждый пятый (19%) предприниматель планирует перейти на клиентократию. Холакратию и социократию рассматривают по 8% опрошенных соответственно.
По итогам внедрения инструментов и подходов из новых моделей управления большинство предпринимателей (75%) рассчитывают на рост прибыли и выручки. В числе других ожидаемых эффектов — повышение самостоятельности сотрудников (63%), а также ускорение процессов и сокращение времени принятия решений (48%). Треть предпринимателей (33%) рассчитывают на сокращение текучки и возможность удерживать и привлекать талантливых сотрудников.
«Быть предпринимателем — это, прежде всего, создавать ценность для клиентов. На втором плане уже идет разработка управленческих систем, которые помогут реализовать ваши идеи и амбиции быстрее и эффективнее. Важно создать такую среду, где не нужно все время доказывать свою уникальность и незаменимость. Можно полагаться на команду — ведь многие из них способны делать вещи даже лучше, чем я сам. Эти системы должны быть гибкими и быстрыми, ориентированными на создание ценности для клиентов и вовлечение всей команды в процесс. Когда мы были небольшой компанией с большими мечтами для нас было критически важно масштабироваться, не теряя при этом качество обслуживания. В этом контексте холакратия стала для нас тем инструментом, который объединил лучшее: она позволяет быстро реагировать на изменения на рынке, разрабатывать полезные продукты для предпринимателей и привлекать талантливых специалистов, которые не ждут прямых указаний для того, чтобы проявить инициативу», — отметила Дарья Боровикова, коуч холакратии в банке «Точка».
«Сейчас покупатели чаще выбирают продукты клиентоориентированных и близких по духу компаний, сотрудники хотят большей свободы творчества, признания, независимости. К новым экономическим и социальным реалиям гораздо проще адаптироваться с современными моделями управления, позволяющими бизнесу быть более гибким и устойчивым», — добавляет сооснователь бизнес-клуба «Реформа» и «Нетологии-групп» Максим Спиридонов.
Исследование приурочено к запуску бесплатного проекта о бизнес-инструментах и моделях нового времени «Реформа управления». Он создан на основе опыта 15 российских компаний, устойчиво растущих с их помощью (Mindbox, «Додо Пицца», «Ростелеком», «Комус», Setters, «Вкусвилл», банк «Точка» и др.)
Источник: Пресс-служба бизнес-клуба «Реформа»