11 апреля 2025 г.
К исходу биржевого дня
Прилив энтузиазма трейдеров — после испытанного ими лишь недавно отчаяния — вызвало решение американского президента приостановить на 90 суток применение заявленных ранее пошлин в десятки процентов, заменив их для ряда «проявивших стремление заключить сделку» стран временным плоским тарифом в 10%, — при этом на импорт из КНР, которая ввела в ответ на эскападу Трампа свои 84%-ные пошлины, не считая других ограничений, установлена сверхнаценка в 125%. А значит, война тарифов продолжается, — хотя теперь она, судя по всему, будет вестись примерно с тем же успехом, с каким Евросоюз формально блокирует закупки российских энергоносителей, продолжая на деле их приобретать, только с дополнительными накладными расходами и окольными путями.
Комиссия США по международной торговле оценивает долю игровых приставок, поступающих в американский торговый канал из материкового Китая, в 86%, компьютерных мониторов — в 79%, смартфонов — в 73%,
Правда, американскому рынку — как торговому каналу, так и конечным заказчикам, не говоря о частных потребителях, — неизбежный рост цен на ИТ-товары вследствие усложнения их логистики так или иначе выйдет (и уже выходит) боком. Microsoft буквально только что объявила о замораживании реализации крайне амбициозных прошлогодних планов по возведению в штате Огайо новых дата-центров на сумму примерно в 1 млрд долл., — уже после того, как чуть ранее отказалась инвестировать в постройку ещё нескольких мощных ЦОДов в США, Великобритании и странах ЕС. Alphabet — материнская компания Google — также намерена придержать намеченные прежде к освоению в 2025 г. 75 млрд долл. инвестиций в новые дата-центры, и всё по тем же причинам: непредсказуемость динамики цен на ИТ-оборудование вследствие волюнтаристской тарифной политики — плюс ослабление веры инвесторов в быстрый возврат вкладываемых в проекты искусственного интеллекта денег (поскольку все эти монструозные ЦОДы предназначались в первую очередь для решения ИИ-задач, а выживать в нынешних экономических реалиях генеративные модели не слишком-то помогают).
В свою очередь, ведущий на американском континенте производитель компьютерной памяти Micron предупредил заказчиков из США, что SSD и модули ОЗУ будут обходиться им впредь заметно дороже прежнего — следовательно, и серверы для комплектования тех самых дата-центров неизбежно подорожают. Да и на другом конце спектра масштабности ИТ-товаров, в потребительском секторе американского высокотехнологичного рынка, складывается аналогичная ситуация. К примеру, Razer прекратила принимать предзаказы на анонсированные недавно ноутбуки серии Blade 16, а также на ряд более ранних моделей, — причём только от клиентов из США; в Канаде и других странах конфигуратор комплектации мобильного ПК на сайте компании по-прежнему работает. Впрочем, Razer — довольно дорогая марка геймерских ноутбуков с неплохими продажами в Юго-Восточной Азии, так что для них потеря рынка США бесспорно ощутима, но навряд ли критична.
А вот пример Framework куда показательнее: эта небольшая компания сделала себе имя, предлагая именно американским энтузиастам (частным пользователям, прежде всего) сравнительно бюджетные и притом модульные мобильные ПК — с возможностью простой замены блоков процессора, дискретной графики, дисплея и т. д. Так вот, с предназначенного для прямых продаж в США сайта Framework после официального объявления «тарифов из ада» пропали как раз наиболее доступные модели — опять-таки, по причине банальной невыгодности ввозить в страну комплектующие для них с учётом актуальных тарифов. Как сообщает тайваньское издание Commercial Times, ведущие мировые поставщики ПК — включая HP, Dell, Acer, ASUS и Lenovo — также уже предупредили своих канальных партнёров в Штатах о приостановке отгрузок любого оборудования в их адрес, вне зависимости от страны происхождения, на неопределённый период детального изучения сложившихся обстоятельств.
Сделают ли драконовские пошлины на импорт выгодным для американских вендоров перенос сборочных предприятий на территорию США — точнее, побуждение к этому шагу своих ODM-партнёров, поскольку собственных фабрик такого рода практически ни у кого из брендов первого эшелона нет? Аналитики Bank of America уверены, что задача эта практически неподъёмна: в пример они приводят Apple, которой технически ничто не мешает построить цеха по сборке смартфонов где-нибудь в Аризоне; даже нанять и обучить для него персонал, но все комплектующие так или иначе придётся ввозить из-за океана — и применять к ним таможня будет всё те же высоченные тарифы. «Полная локализация цепочки поставок компонентов для iPhone стала бы делом крайне обременительным и заняла бы несколько лет, — если в принципе оказалось бы реализуемой», — удручённо заключили эксперты. Хотя один из ключевых ODM-партнёров Apple, компания Luxshare, по последним данным всё-таки изучает возможность перебазировать сборочные линии в Штаты, — но на это потребуется по меньшей мере
В любом случае, делать какие бы то ни было прогнозы в отношении ИТ-рынка США (а потому и мира в целом) сейчас бессмысленно, — слишком много с трудом учитываемых факторов, сюрпризов и попросту неразберихи. Вот, скажем, ситуация с дискретными графическими процессорами: поскольку собственно вычислительная их часть представляет собой микросборку на основе чипов, импорт их выведен из-под действия «тарифов из ада». Однако львиная доля массы ГП приходится на систему охлаждения, обычно выполняемую из алюминия и как раз на фабриках материкового Китая, — а потому к дискретной графике формально применяется введённый несколько ранее всё тем же Трампом 20%-ный тариф на импорт алюминия и изделий из него из КНР.
Интересна, кстати, причина, по которой полупроводниковые микросхемы и микросборки из них в принципе очутились в перечне товаров, не облагаемых дополнительными налогами на импорт. Как пояснил сам президент США, дело в том, что ведущий чипмейкер планеты, тайваньская TSMC, и без того «потратит 200 млрд долл. своих собственных средств на постройку в Аризоне одной из крупнейших в мире чипмейкерских фабрик. Всё, что я сделал, — это сказал им, что если этой фабрики там не будет, им придётся платить большой налог; может, 25%, может, 50, или 75, или 100%». Ну что тут скажешь, — искусство сделки! А как оно отразится на по-прежнему глобальном (хотя уже и всё более явно расслаивающемся) ИТ-рынке, покажет только время.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News