21 ноября 2008 г.
Уже несколько месяцев мы все обсуждаем, есть в России кризис или его нет, можно ли сравнивать его с дефолтом 1998 года и как долго нашу экономику будет лихорадить. Мы работаем с банками – на работе кредитных учреждений кризис отразился особенно сильно. Трудности многие российские банки испытывают уже несколько месяцев, и вполне можно обобщать наблюдения за особенностями банковской автоматизации в условиях кризиса, в частности за внедрением BPM-систем (Business performance Management – управление эффективностью бизнеса).Многие банки уже успели пересмотреть свои ИТ-бюджеты, заморозить или закрыть проекты, результаты которых в условиях финансового кризиса стали недостаточно актуальными. Автоматизация управления эффективностью не попала в число таких «неактуальных» технологий: значимость BPM для банковского бизнеса только возросла.
О судьбе BPM-систем в банках
Любопытно, что CRN/RE уже публиковал в подборке на тему «Лекарство от кризиса» заметку (https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=22204), в которой была высказана аналогичная мысль: BPM-технологии – это ингредиент лекарства от кризиса. В числе «10 самых необходимых стратегий, процессов управления и решений (в 2009 году, при условии продолжения экономического спада – авт.)» Национальная ассоциация ИТ-директоров США назвала «бюджетный контроль и контроль затрат», а также «прозрачность: открытость управления, метрик производительности и данных».
А в числе «10 самых необходимых технологий, приложений и инструментов» были названы «BI-технологии и аналитические приложения», которые и образуют BPM-системы.
Соглашусь с коллегами из США и дам в чем-то похожий прогноз о приоритетах автоматизации в российских банках. Среди задач управления любого банка в условиях финансового кризиса на первом плане:
• контроль расходов и управление доходностью;
• контроль ликвидности и управление рисками;
• соответствие нормативным требованиям, прежде всего подготовка отчетности для Банка России.
По прогнозам Gartner, самым перспективным и востребованным инструментом для решения этих задач станут BPM-системы. При этом в выборе BPM-продуктов и поставщиков услуг внедрения банки станут более «патриотичными», бОльшая часть проектов внедрения BPM-систем будет выполняться на базе российских продуктов. Доля проектов на базе иностранных BPM-систем, которая всегда была меньше «отечественной», сократится еще больше.
Дело в том, что до недавнего времени банки ориентировались на повышение капитализации и часто в соответствии с этим отдавали предпочтение иностранному ПО. Кризис же заставляет банки думать о рентабельности и ликвидности, поэтому сейчас они отказываются от западных брендов, способных поднять стоимость, выбирая продукты исключительно по признакам охвата функциональности, минимизации стоимости, сроков внедрения и его рисков. Российские поставщики предлагают BPM-продукты и услуги внедрения по ценам в несколько раз ниже, чем западные.
Второй причиной сдвига предпочтений банков в сторону российских разработок станет наличие в BPM-продукте финансовой модели, которая разработана для использования в российском банке и в российских условиях. Яркий пример – автоматизация выпуска отчетности для Банка России («головная боль» любого банка, в период кризиса она усиливается). Вы не найдете ни одного российского банка, где значительное число форм отчетности для БР выпускалось бы автоматически с помощью западного BPM продукта. Западные вендоры декларируют возможность автоматизации 13-14 форм из 72-х – это очень мало, а дальше деклараций дело пока не пошло. До кризиса любой банк прекрасно понимал, что решиться на автоматизацию отчетности для БР на базе иностранного ПО значит пойти на огромный риск. Сейчас же вряд ли в ком-то проснется авантюризм: кризис – не время для экспериментов.
Аналогичный «патриотизм» банки будут вынуждены проявлять и по отношению к компаниям, внедряющим BPM-системы: в бюджете BPM-проектов минимум 60% составляет оплата услуг внедрения, а поставщики услуг внедрения российских продуктов предлагают намного более низкие цены, чем внедренцы с опытом работы с иностранным ПО.
О судьбе разработчиков BPM-систем
Сейчас много разговоров о том, что минимум рынок IT-услуг в России резко уменьшится в объеме, максимум – кризис его почти уничтожит. Не хочу говорить за всю индустрию, но разработчики BPM-систем уже получили «подушку безопасности», которая убережет их от трудностей, вызванных кризисом. «Подушку» создали два фактора.
Во-первых, спрос на BPM-инструменты и их внедрение в условиях кризиса не будет нулевым – спрос будут создавать страх банков перед кризисом и «BPM-патриотизм» банков.
Во-вторых, в 2008 году российские разработчики BPM еще до кризиса оказались в более выгодном положении, чем западные вендоры. Пережив глобальную волну слияний и поглощений, иностранные разработчики занялись интеграцией собственных и приобретенных технологии. На один-два года собственно развитие их продуктов замедлилось. Все карты в руки отечественным поставщикам!
Хочется надеяться, что «режим экономии» и изменение предпочтений банков, спровоцированное им, поднимет российскую культуру применения BPM-систем на более высокий уровень, а банки и компании, пользователи BPM-систем, смогут получить с помощью BPM-технологий действенное «лекарство от кризиса».
Источник: CRN/RE