21 мая 2009 г.
Корпорация IBM и ОАО «РЖД» начали очередной этап проекта консолидации ЦОДов, обслуживающих железнодорожные перевозки страны.В ходе данного этапа будет осуществлена миграция прикладных задач, связанных с управлением грузовыми перевозками на новую единую катастрофоустойчивую ИТ-инфраструктуру.
На данный момент в консолидированном режиме уже функционируют автоматизированная система управления пассажирскими перевозками, а также единый комплекс автоматизации управления трудовыми ресурсами. В плановой реализации - комплекс автоматизации управления финансовыми активами. Проект консолидации повысит надежность и отказоустойчивость ИТ-инфраструктуры с 99,5 до 99,99, существенно снизит эксплуатационные расходы и необходимые для развития инвестиции в будущем.
«ИТ применяются на железнодорожном транспорте уже более 50 лет, и конечно, за это время технологии совершили грандиозный скачок вперед. Доступ к новым мощностям, развитие телекоммуникаций сделали возможным функционирование столь масштабной ИТ-инфраструктуры, как наша, в консолидированном режиме. Это особенно важно в условиях реформирования “РЖД”, так как реализация данного проекта позволит нам оптимизировать объем инвестиций, необходимых на плановую модернизацию программно-технических комплексов», - отметил Валерий Федорович Вишняков, директор Главного вычислительного центра ОАО «РЖД».
В 2007 г. ОАО «РЖД» обратилось к компании IBM с предложением участвовать в выработке решения по оптимальной концентрации наиболее значимой части вычислительных ресурсов, решающих важнейшие сетевые задачи и ликвидации пересекающихся функций для обеспечения оптимизации затрат, необходимых для содержания ИТ-инфраструктуры.
«Транспортная инфраструктура - основа функционирования национальной экономики, поэтому правительства многих стран мира инвестируют огромные средства в новые интеллектуальные технологии, позволяющие повысить эффективность и безопасность железнодорожных перевозок, сделать возможным применение высокоскоростных поездов, а также гарантировать своевременность осуществления работ по содержанию железнодорожных путей и составов в должном состоянии, - отметил Кирилл Корнильев, генеральный директор IBM в России и СНГ.-Мы привлекли наши новейшие технологии и обширный мировой опыт в реализации проектов в транспортной отрасли для того, чтобы помочь ОАО “РЖД” усовершенствовать железнодорожные перевозки по всей стране».
Специалистами IBM была разработана стратегия, согласно которой предлагалось консолидировать 17 информационно-вычислительных центров (ИВЦ) на железных дорогах в три ЦОДа, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
В апреле 2007 г. совместно с компаниями IBM и «Техносерв» было начато проектирование новой консолидированной ИТ-инфраструктуры. По результатам проектирования, оптимальной для нужд РЖД была признана следующая архитектура: все вычислительные ресурсы концентрируются в трех центрах, между которыми обеспечиваются асинхронные репликации, позволяющие восстановить общий вычислительный процесс в случае региональной катастрофы или выхода из строя одного из центров, а также распределить нагрузку между двумя оставшимися. В каждом из городов вычислительный комплекс размещается в двух зданиях разнесенных между собой на расстояние 10-30 км.
10 км – это подтвержденное исследованиями минимальное расстояние позволяющее сохранить вычислительный процесс в случае локальной аварии с оборудованием или зданием, включая пожар, террористические угрозы, аварии на электрических подстанциях, а 30 км – это технологическое ограничение, продиктованное возможностями современной техники, позволяющее обеспечить работу оборудования как единого комплекса.
Каждый вычислительный комплекс состоит из 2-х и более серверов IBM System z10 и более 15 Hi-End и Mid-range серверов IBM Power6, работающих на операционных системах IBM и программных продуктах IBM DB2. В региональных ИВЦ остаются локальные вычислительные комплексы, обеспечивающие решение задач дорожного и линейного уровней, а также персонал, обеспечивающий техническое и технологическое сопровождение инфраструктуры.
В настоящее время в консолидированном режиме, на серверах IBM System z10 функционирует система продажи билетов «ЭКСПРЕСС-3», обеспечивающая поддержку более 8,5 тыс. билетных касс по всей территории России. Также в консолидированном варианте на серверах IBM Power6 функционирует единый комплекс автоматизации управления трудовыми ресурсами и планируется перевод комплекса автоматизации управления финансовыми активами ОАО «РЖД».
Сейчас ведутся работы по переносу в консолидированный режим прикладных задач, связанных с управлением грузовыми перевозками, которые планируется завершить в 2010 г.
В начале 2009 г. IBM и ОАО «РЖД» заключили соглашение согласно которому специалисты IBM оказывают поддержку ИТ-инфраструктуры.
Круг задач, решаемых РЖД и IBM совместно, не ограничиваются проектом консолидации. На основе решений IBM была развернута система электронного документооборота, а также запущен портал, реализованный в катастрофоустойчивом режиме, на основе продуктов IBM WebSphere.
Источник: Пресс-служба IBM Россия и СНГ