24 июля 2009 г.
Согласно исследованию КПМГ, в течение следующих двух лет компании планируют дальнейшее сокращение затрат до 25%, уже завершив «легкую» часть этого процесса путем урезания текущих расходов и ограничения произвольных трат.Результаты исследования свидетельствуют о том, что, пытаясь справиться с экономическими потрясениями, фирмы сосредоточили внимание на краткосрочной перспективе. При этом 86% респондентов ожидают, что меры по сокращению затрат окупят себя в течение 12 месяцев. Несмотря на то, что это естественная реакция на напряженную ситуацию на рынке, КПМГ полагает, что такие действия не всегда приводят к составлению стратегии по снижению затрат, направленной на долгосрочную перспективу.
Пожалуй, самая сложная задача, стоящая сегодня перед организациями, заключается в том, как внести такие изменения в систему затрат, которые будут устойчивыми и принесут денежные средства для дальнейшего роста.
Согласно прогнозам КПМГ, в течение следующих двух лет будет наблюдаться дальнейшее сокращение затрат со стороны компаний в попытках получить устойчивые преимущества. В такой ситуации компаниям требуется вносить в порядок работы долгосрочные изменения, а не просто принимать временные меры. После стабилизации экономической ситуации в выигрышном положении окажутся те, кто успешно и регулярно использует средства, полученные в результате сокращения затрат, для обеспечения роста компании.
Ховард Полиньски, Партнер, Руководитель группы услуг по повышению эффективности бизнеса, КПМГ в России и СНГ, отмечает, что в России компании все чаще осознают, что сокращение затрат должно стать не разовым мероприятием, а постоянным процессом и частью корпоративной культуры. Частично это связано с тем, что первая волна сокращений уже прошла, но, к сожалению, ожидаемые результаты достигались не всегда. Теперь требуется более системная и детальная работа, которая направлена на устойчивое повышение эффективности бизнеса. По мнению Ховарда, в настоящее время руководители российских компаний видят возможности для дальнейшего сокращения затрат в закупках и управлении оборотным капиталом, логистике, производственных процессах, внедрении общих центров обслуживания (централизация и выделение в отдельные предприятия вспомогательных функций - бухгалтерия, ИТ, логистика и т.д.).
«Наш опыт показывает, - отмечает Ховард, - что даже в течение короткого периода времени, как правило, от 1 до 1,5 месяцев, можно получить четкое понимание того, где есть возможности дополнительного сокращения затрат на 10 - 15%».
Чуть более четверти всех респондентов заявили, что для сокращения затрат используют стратегии организационной реструктуризации, включая сокращение численности персонала.
Хотя такие стратегии приносят самую существенную экономию, для большинства они не являются наиболее устойчивым способом экономии. Одна пятая респондентов заявила, что повышение эффективности процессов является для них второй по важности стратегией, в то время как всего менее 10% утверждают, что приоритетная задача при сокращении расходов - совершенствование управления рисками.
Управление затратами будет оставаться в центре внимания даже по мере улучшения экономической ситуации. Более половины (53%) участников нашего исследования согласились, что в настоящее время управление затратами стало постоянным и более заметным аспектом повседневного управления бизнесом и останется таковым даже тогда, когда пройдет экономический спад.
Исследование также показало, что организации уже предприняли шаги по внедрению более эффективного управления затратами, сделав инициативы по управлению расходами важной частью общей стратегии.
Вместе с тем компаниям еще предстоит провести определенную работу в области повышения ответственности за управление затратами. Всего пять процентов респондентов сказали, что ответственность за инициативы по сокращению затрат несет каждый сотрудник. Результаты исследования свидетельствуют о том, что управление расходами все еще остается прерогативой высшего руководства, при этом более 40% финансовых директоров и 20% главных исполнительных директоров говорят, что за эти программы отвечают они.
Исследование показывает, что правильные инициативы, направленные на развитие коммерческих возможностей и создание долгосрочной устойчивости, уже проводятся, но предстоит еще многое сделать.
Многие компании полагают, что сделали достаточно в области сокращения затрат, чтобы пережить текущий экономический спад, но поскольку только одна пятая респондентов ответила, что ищет более радикальные варианты, чем год назад, потребуется определенное время, чтобы начать соответствовать ожиданиям акционеров, которые хотят, чтобы у компании были более четкие и устойчивые стратегии управления затратами. В выигрышном положении окажутся те участники рынка, которые разработают гибкий подход, позволяющий им постоянно перераспределять ресурсы и перенаправить их с неблагополучных направлений на перспективные.
Источник: Пресс-служба КПМГ