3 сентября 2009 г.
Группа компаний АСК внедрила и начала испытания системы «Транспортная карта метро», которая избавит горожан от необходимости стоять в больших очередях за жетонами в часы пик, а метрополитену – позволит проводить оптимальную тарифную политику.Екатеринбургское метро – последняя система метрополитена, открытая в СССР 27 апреля 1991 г. В настоящее время действует ветка из семи станций, связывающая север города с его центром. Протяженность линии метрополитена – 9,5 км, пассажирооборот составляет порядка 46,4 млн.чел./год. Планируется, что в 2010 г. будут сданы еще две станции в южной части Екатеринбурга. Затем город должен начать строительство ветки «восток-запад».
С увеличением потока пассажиров встал вопрос об автоматизации оплаты. С момента создания метрополитена оплата проезда осуществлялась исключительно жетонами. Однако эта система перестала удовлетворять современным требованиям - как по прозрачности денежных потоков, так и по безопасности и удобству для пассажиров.
Сегодня большинство российских метрополитенов используют бесконтактные проездные билеты и смарт-карты (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Самара, Казань). Опрос жителей Екатеринбурга также показал, что горожане заинтересованы в подобной системе.
Метрополитен тщательно оценил спрос, исходя, с одной стороны, из данных специального исследования, а с другой – опираясь на реальную потребность в подобных билетах пассажиров наземного транспорта (40% людей, пользующихся услугами перевозчиков). Расчетное число потребителей транспортных карт на сегодняшний день составляет порядка 40-50 тыс.человек.
Строить современную систему оплаты проезда было решено на основе смарт-технологий с применением бесконтактных смарт-карт, которые могут, используя технологию радиочастотной идентификации, обмениваться информацией с другими устройствами без прямого физического контакта с ними. Проектирование системы началось в 2006 г.
Система «Транспортная карта метро» проектировалась и создавалась как интегрированный модуль крупномасштабной системы по организации контроля и ограничения доступа в помещения метрополитена. При этом система «Транспортная карта метро» должны была контролировать пропуск на станции метрополитена через АКП (автомат контрольный пропускной) и пассажиров, оплативших проезд по электронным проездным документам (транспортным картам), и работников метрополитена – по служебным удостоверениям (служебным картам).
Учитывались также и перспективы развития проекта. В их числе: использование «транспортной карты метро» как проездного билета для оплаты проезда в наземном транспорте; возможность принимать к оплате проезда в метрополитене Социальную карту жителя Свердловской области» и транспортные карты, выпущенные прочими эмитентами (карты наземного транспорта).
Сначала ООО «Группа компаний АСК» разработала и утвердила концепцию системы, в которую вошли цели, задачи и пожелания заказчика – ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен». Далее было осуществлено проектирование системы, ее монтаж и наладка.
В качестве идентификаторов в системе используются служебные и транспортные карты - SMART-карты стандарта MIFARE. Служебная карта удостоверяет личность работника метрополитена, его должность и право доступа в то или иное служебное помещение. Транспортная карта определяет права предъявителя на поездки в метрополитене. Она содержит данные о сроках действия проездного, сумме денежных средств в транспортном кошельке или о количестве предоплаченных поездок.
Транспортные карты метро подразделяются на персонализированные и неперсонализированные. На первом этапе в обращении будут находиться неперсонализированные карты. Они приобретаются пассажирами и используются для прохода через АКП в пассажирские зоны метрополитена (посадочный перрон).
Первичная продажа проездных будет осуществляется в кассах на станциях метрополитена. В момент первого проезда по данному проездному происходит его активация. При продаже карты с пассажира единоразово берется залоговая стоимость, при возврате - залоговая стоимость карты возвращается пассажиру.
При создании комплекса компания АСК ориентировалась, прежде всего, на российские разработки в области программного и аппаратного обеспечения.
Аппаратно-программный комплекс системы представляет собой трехуровневую иерархию. Нижний уровень – это непосредственно точки входа (двери, замки и турникеты, контроллеры, идентификаторы и считыватели, кассовые терминалы). Этот уровень образуют подсистемы продажи транспортных карт контроля прохода в пассажирскую зону.
«Мы старались заложить в систему максимальное количество современных прогрессивных решений, - рассказывает зам. директора метрополитена Сергей Шишкин. - Самое сложное было –уложиться в плановые сроки, так как в ходе разработки и внедрения проекта регулярно рождались дополнения и корректировки». Ввод системы в эксплуатацию
15 июля 2009 г. на станции «Площадь 1905 года» екатеринбургского метрополитена официально начата опытная эксплуатация системы «Транспортная карта метро».
Представляли новую систему заместитель директора екатеринбургского метрополитена Сергей Шишкин, председатель комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга Алексей Курлыков, а со стороны разработчиков и внедренцев – начальник отдела разработки и внедрения социально-ориентированных проектов Наталья Тарарычкина и заместитель директора по управлению проектами Сергей Бобин (ООО «Группа компаний АСК»).
Тестовая эксплуатация системы продлится 2,5 месяца. В ней принимают участие 200 человек, отобранных организаторами эксперимента методом случайной выборки. В их число вошли пенсионеры, студенты, работники метростроя, ветераны метрополитена, а также граждане, имеющие в соответствии с действующим законодательством право на льготный проезд. Все они уже получили на руки экспериментальные пластиковые карты, которыми будут пользоваться на протяжении всего эксперимента. Еженедельно участниками эксперимента будут заполняться отчеты, в которых они смогут высказать свои замечания по работе системы, внести предложения. На основании отчетов система будет окончательно отстроена и готова к введению в основную стадию эксплуатации.
О пользе введения транспортных карт говорит Сергей Шишкин: «Такая система удобна не столько для метрополитена, сколько для пассажиров – это исключение огромных очередей в часы пик у касс за жетонами. А для метрополитена - это прекрасный инструмент для проведения гибкой и оптимальной тарифной политики. Сейчас мы не можем менять тарифы. Не можем сделать разные тарифы вечером и утром, в пятницу и субботу. С внедрением системы мы получаем возможность менять тарифы по часам, по дням недели, вводить тарифы для определенного количества поездок, получаем возможность проводить тарифную политику в интересах как метрополитена, так и пассажиров».
Источник: Пресс-служба LETA Group