15 апреля 2010 г.
14 апреля 2010 года в Ульяновске состоялся семинар «Электронные торги - госзаказ будущего», организованный областным управлением Федеральной антимонопольной службы (УФАС России) совместно с правительством Ульяновской области.Мероприятие проходило в рамках фестиваля «Электронное будущее - 2010!». В нем приняло участие свыше 100 заказчиков и уполномоченных органов.
В ходе семинара рассматривались перспективы электронных торгов. В настоящее время эти торги являются механизмом, который сможет обеспечить и прозрачность заказов, и экономию средств, и отсутствие сговора как между заказчиком и участниками, так и между участниками. В Ульяновской области активно используют систему электронных торгов. И экономия бюджетных средств существенная: если в 2009 году на конкурсах в Ульяновской области экономия бюджетных средств составила 3%, то на электронных торгах - 10%.
В ходе семинара сотрудники УФАС России рассказали о планах развития системы электронных торгов. С 1 января 2011 года фактически все заказчики нашей страны 70-80 процентов своих госзакупок будут размещать на пяти электронных площадках. В таких условиях чиновники до завершения аукциона не смогут узнать, кто участвует в торгах, что в значительной степени обеспечивает конкуренцию, уменьшает возможность коррупции.
Начальник отдела контроля размещения заказа и антимонопольного контроля органов власти Ульяновского УФАС России Лиана Величко отметила сравнительные характеристики, существующих электронных площадок (ЭП). Были отмечены следующие особенности:
ЗАО «Сбербанк-АСТ»: все сроки проведения процедур от размещения до заключения контролируются сайтом и при их нарушении автоматически направляются в ФАС (сейчас в ЦА, вскоре по подведомственности). Проект контракта, который подписывает поставщик, формирует заказчик и только он, включая все приложения к нему, на основании предложенной участником размещения заказа (УРЗ) цены контракта. В соответствии с главой 3.1. первая часть заявки должна содержать только согласие УРЗ. ЭП Сбербанка разработала свое универсальное согласие, исходя из чего по этому виду закупок по первым частям допускаются все желающие УРЗ. Запрос на разъяснения может послать УРЗ аккредитованный на площадке подписавшись своей ЭЦП (соответственно, в неограниченном количестве). Лотов нет. Существует раздел «Выписка по счету», где можно увидеть движение денежных средств. Время проведения аукциона устанавливает ЭП.
ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»: Лоты есть. Автоматической передачи данных о нарушениях сроков в ФАС России пока не производится. Запрос на разъяснения может послать любой УРЗ даже не имеющий ЭЦП, не обязательно аккредитованный на площадке. Время проведения аукциона устанавливает ЭП.
ОАО «Единая электронная торговая площадка»: Лоты есть, но техническая возможность на данный момент не обеспечена. Автоматической передачи данных о нарушениях сроков в ФАС России пока не производится. Контракт подписывается также на сайте, при этом проект высылает Заказчик, а приложения к нему формирует поставщик, подписывает и высылает заказчику. Запрос на разъяснения может послать любой УРЗ имеющий ЭЦП, не обязательно аккредитованный на площадке (соответственно, в неограниченном количестве). Время проведения аукциона устанавливает заказчик. ЭП соглашается с этим временем. На площадке пока невозможно увидеть движение денежных средств, направленных в качестве обеспечения.
На семинаре также рассматривалась практика рассмотрения жалоб по электронным торгам. В частности было отмечено, что в Ульяновском УФАС России выявлен факт неприостановления приема заявок на участие в аукционе в электронной форме оператором электронной площадки в связи с отсутствием в программном обеспечении функции приостановления получения заявок.
Аудитор Счетной палаты Ульяновской области Лариса Лахтина рассказала о типичных нарушениях 94-ФЗ, выявленных при проведении контрольных мероприятий в 2009 году Счетной палатой Ульяновской области.
Особый интерес у участников семинара вызвали вопросы, связанные с технологическими особенностями при проведении открытых аукционов в электронной форме, вопросы взаимодействия с электронными торговыми площадками, вопросы оформления документов в ходе проведения открытых аукционов в электронной форме, вопросы разграничения полномочий и многие другие.
Источник: Пресс-служба ФАС России