27 мая 2010 г.
Изменение структуры российского ИТ-рынка в 2005—2009 гг. (Источники: 2005—2007 — данные Минкомсвязи, 2008—2009 — оценка «1С»)
Свое видение ситуации на российском ИТ-рынке фирма «1С» представила еще в декабре прошлого года. Недавно, на прошедшей в Москве выставке «Связь-Экспокомм», директор фирмы Борис Нуралиев представил журналистам уточненный вариант своих оценок (рис. 1) с более оптимистичным показателем объема софтверной составляющей (сейчас — 2,1 млрд. долл., в декабре — 1,9 млрд. долл.). В этих данных приведена и структура программного рынка страны: сегмент домашнего ПО оказался в кризисных условиях более устойчивым по сравнению с корпоративным сектором и за год увеличил свою долю с 20 до 25%.
Еще зимой, говоря о перспективах выхода из кризиса, руководитель «1С» отмечал, что российский ИТ-рынок будет расти хотя бы в силу его «формирующегося» характера, а именно — отставания от среднемировых показателей. В этой связи Борис Нуралиев напомнил, что доля России в мировом ВВП составляет 2,7%, а затраты на автоматизацию предприятий — лишь 1,5%. Примерно такое же положение дел и в применении ИТ домашними пользователями. Так что — нам есть куда расти. В то же время, оценивая прогноз на 2010-й и последующие годы, пять месяцев назад директор «1С» был очень осторожен: «Что-то определенное можно будет сказать только к концу первого полугодия».
Сейчас, на «Связь-Экспокомм-2010», он по-прежнему избегал оптимистичных прогнозов, отмечая слабую предсказуемость макроэкономических процессов. Но тем не менее, опираясь на итоги работы своей компании, он достаточно уверенно констатировал хорошие темпы восстановления российского софтверного рынка.
Данные, озвученные Борисом Нуралиевым, говорят о том, что его компания пережила кризис заметно лучше, что российская отрасль в целом: спад продаж компании (без учета многочисленных дочерних и совместных предприятий) составил в долларовом выражении в прошлом году 10,8% (т. е. в рублях он даже вырос процентов на 15—20). А это означает, что относительный «вес» фирмы в российском софтверном сегменте вырос. Впрочем, он и сейчас очень солидный: по оценкам фирмы, она продает через своих партнеров около четверти всего тиражного ПО, распространяемого в СНГ. Кстати, учитывая эти сведения, нетрудно оценить абсолютные показатели бизнеса «1С» — около 550 млн. долл. в розничных ценах, или примерно 400 млн. долл. в оптовых (это и есть доход фирмы).
Как известно, бизнес «1С», состоит из трех достаточно самостоятельных направлений: разработка делового софта («1С:Предприятие»), создание мультимедийных продуктов и дистрибуция ПО других поставщиков. Как раз в кризис фирма серьезно усилила свою мультимедийно-игровую составляющую, которая по итогам года выросла процентов на 70 и по объемным показателям намного (почти наполовину) превысила продажи экономического ПО, вплотную приблизившись к объему дистрибуции чужого ПО. Правда, нужно отметить, что такое увеличение было достигнуто не столько за счет естественного роста, сколько путем приобретения в начале 2009 г. компании «СофтКлаб».
Такое усиление данного направления потребовало реструктуризаци компании: год назад игровое подразделение фирмы и «СофтКлаб» были выделены в отдельное предприятие — «1С-СофтКлаб»: теперь его показатели будут фигурировать в отчетах «1С» отдельной строкой*. Так или иначе, но сейчас можно констатировать, что за последние десять лет игровой бизнес «1С» превратился из «стартаповского» в ведущий вид деятельности. Тут нужно напомнить, что кроме «1С-СофтКлаб» в систему дочерних предприятий «1С» входит также один из ведущих разработчиков игр компания «Бука» (она была приобретена в августе 2008 г., буквально накануне кризиса).
В целом в I квартале этого года «1С» уверенно вышла на показатели докризисного 2008 г., показав в годовом разрезе рост 25,8%. Причем в этот период больше всего увеличилось направление делового ПО (+44%), что говорит о восстановлении спроса на корпоративном рынке. Опережающими темпами росли продажи «1С:Бухгалтерии 8» (+60%), «1С:Управление Торговля» и «1С:Розница» (+72%), «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (+84%).
Принципиально важно, что заметно (почти на 50%) увеличилась средняя стоимость приобретаемых продуктов (стали покупать более функциональные варианты с большим числом клиентских лицензий). Доля решений на базе «1С:Предприятие 8» выросла за год с 66 до 76% (остальное — версия 7.7). Кроме того, уже более десяти лет «1С» развивает направление услуг по поддержке систем на базе «1С:Предприятие» в виде подписки на информационно-технологическое сопровождение (ИТС). Оно уверенно росло даже в прошлом кризисном году (+10,1%) и еще быстрее — сейчас — 58,3% в I квартале.
Говоря о стратегических перспективах развитий российского ИТ-рынка и возможностях участия разработчиков ПО в масштабных планах модернизации России, которые провозгласило высшее руководство страны, Борис Нуралиев отметил, что одна из ключевых проблем развития ИТ-отрасли заключается в дефиците кадров. И дело тут не в числе студентов ИТ-специальностей, как это виделось многим еще несколько лет назад. Все гораздо серьезнее: сокращается приток трудовых ресурсов в экономику страны в целом. Он привел официальные данные Министерства образования и науки: в 2004 г. среднюю школу закончили 1,4 млн. человек, в 2010-м их будет всего 750 тысяч. Число студентов в российских вузах уменьшится с 7,5 млн. человек в 2009 году до 3—4 млн. через три года.
Правда, интерес к ИТ-специальностям в России растет, это направление в качестве приоритетного поддерживается большинством ведущих технических вузов страны. По прогнозам Минобразования, доля ИТ-кадров в трудоспособном населении в ближайшие пять лет увеличится с 1,3 до 2,6%. Но руководитель «1С» считает, что прогнозы не должны успокаивать ИТ-бизнес — он должен еще активнее, чем ранее, не просто сотрудничать с системой образования, но и энергично пропагандировать перспективность ИТ-специальностей и ИТ-образования.
__________
* По некоторым сведениям, «1С» планирует также выделить в отдельное предприятие и дистрибуцию софта.
Источник: Андрей Колесов для CRN/RE