11 ноября 2011 г.
Выпуск всё новых планшетов и смартфонов, проникновение личных устройств в корпоративную среду, бурный рост количества приложений - всё это создает новый, мобильный мир. По мнению многих в отрасли, мобильные технологии и облако будут идти рука об руку, становясь лакомым сегментом рынка для поставщиков решений.Мобильное облако это второй акт перехода к облачным вычислениям, когда раскрывается вся ценность новой модели, открывая возможность доступа к данным и приложениям с любого устройства, откуда угодно и в любое время - необходим лишь веб-доступ и сколь-нибудь приличная сотовая связь.
Но существует ли мобильное облако уже сегодня? И готовы ли к этому ИТ-подразделения? «Нет, не готовы. Да, оно уже есть», - говорит Джим Дамулакис, директор по технологии компании GlassHouse Technologies.
Специалисты из Juniper Research ожидают, что рынок мобильного облака будет расти на 88% ежегодно в 2009 -2014 гг.., и его общий оборот вырастет с 400 млн. долл. в 2009 г. до 9.5 млрд. долл. в 2014 г.
По оценке ABI Research, к 2014 году будет почти 1 млрд. мобильных пользователей облака. Фирма утверждает: «К 2014 году мобильные облачные сервисы станут ведущей стратегией разработки и внедрения мобильных приложений, вытеснив сегодняшние автономные, загружаемые мобильные приложения». Кроме того, к 2015 году свыше 240 млн. компаний будут использовать облачные сервисы на мобильных устройствах.
Мобильное облако отличается от обычных мобильных приложений, когда и сами приложения, и данные находятся на устройстве, т. е. используются локально. Мобильное облако - это портал к приложениям и данным, находящимся на серверах поставщика приложений или где-то еще.
Согласно отчету компании Model Metrics, поставщика облачных услуг, опубликованному в начале года, использование облачных сервисов с мобильных устройств среди ее клиентов более чем утроилось в первой половине 2011 г. и стало главным направлением. Исследование показало также, что 80% клиентов компании планируют расширять применение смартфонов и планшетов в рамках использования облака.
«Облако приняло новую форму в 2011 году, - отметил тогда главный управляющий Model Metrics Адам Каплан. - Теперь это уже не просто перенос бизнес-процессов в облако; речь идет о внедрении самых передовых мобильных приложений и функций соцсетей, которые позволяют организациям изменить то, как работают их служащие».
В интервью в начале года Михир Панчал, старший менеджер продукта Model Metrics, подчеркнул, что способность обеспечить доступ к данным любых корпоративных систем с любых мобильных устройств и предложить услуги на этой основе весьма помогла росту бизнеса компании. Около 20% ее дохода поступает сейчас от мобильных услуг, а к концу 2011 года эта доля увеличится до 30-40%, сказал он.
«Мы наблюдаем огромный спрос на рынке мобильного облака», - сказал Панчал, добавив, что Model Metrics строит свои услуги на базе предложений Salesforce.com, Amazon Web Services, Adobe и Google, и взрывной рост использования смартфонов и планшетов придал значительное ускорение ее бизнесу.
Облачные сервисы просто созданы для мобильных решений, говорит Тони Сафоян, главный управляющий компании SADA Systems, которая недавно добавила новые, мобильные предложения к своему портфелю услуг: доставку унаследованных и Windows-приложений на «облачные» ноутбуки Google ChromeBook.
Одно из главных преимуществ облака, говорит Сафоян, в том, что большинство приложений можно вызвать через браузер, и это открывает широкие возможности для мобильных устройств.
«Продумывая новое мобильное приложение, мы делаем его для мобильной Web, делаем его для браузера, - сказал он. - И всё работает».
Растущее принятие HTML5 с клиентской стороны и использование облака в качестве основы, наряду с прогрессом широкополосного доступа и возможностью использования когда-то неподъемных приложений с любого устройства и откуда угодно - всё это стало реальностью, говорит Сафоян. Для разработчиков и поставщиков решений это открывает новые возможности услуг и прикладной разработки. «На рынке разработки приложений действует закон тиражирования, то есть вы можете что-то создать и потом внедрять повсюду», - сказал он.
Всё больше вендоров выводят мобильные приложения в облако. Salesforce.com недавно предложила версию своих услуг для сенсорного экрана, предназначенную для iPad и iPhone, в дополнение к впечатляющему набору мобильных облачных сервисов. Google также сделала свои сервисы Google Apps и Google Docs полностью доступными для мобильных устройств, дав настоящую свободу пользователям. Есть и другие новые предложения, в частности Apple iCloud, которое использует облако для хранения данных с мобильных устройств.
Аллен Фокон, главный управляющий компании Cumulus Global, поставщика облачных услуг, говорит, что сейчас меняются причины, по которым компании обращаются к облаку. Год назад главными стимулами были возможность сэкономить на первоначальных затратах и избежать расходов на обновления. Сегодня, говорит он, заказчики обращаются к облаку, чтобы расширить возможности коллективной работы и совместного использования ресурсов, а также интеграцию мобильных устройств. Одним из главных двигателей роста мобильного облака, говорит Фокон, является то, что служащие приносят собственные устройства в свои организации и ожидают, что смогут использовать их для работы.
«В сфере мобильного облака мы ясно видим эту тенденцию», - сказал он. Пользователи говорят, что могут сделать больше на собственных мобильных устройствах, нежели на том, что предоставляет им организация.
Ричард Таггарт, ведущий партнер, отвечающий за стратегический консалтинг в компании SHI, говорит, что у ИТ-директоров его заказчиков облако стоит приоритетом номер один, а интеграция мобильных устройства и консьюмеризация ИТ - на втором месте.
Однако он добавил, что решения на рынке мобильного облака не будут одинаковыми для всех, и сама модель будет внедряться постепенно. SHI готовится штурмовать этот рынок с новым предложением, которое она называет устройство-как-услуга. Оно включает специальную архитектуру мобильного облака и VDI (инфраструктура виртуальных десктопов) и будет доставляться клиентам как услуга, то есть им не придется строить собственную полную инфраструктуру.
Для поставщиков решений такой переход к использованию любых устройств, приносимых служащими в организации, создает новые возможности поддержки самих устройств и администрирования мобильных приложений. Также это открывает дорогу услугам консалтинга. «Если у пользователя возникла проблема с устройством, мы поможем», - говорит Фокон.
Происходит сдвиг и в том, какие облачные приложения используют служащие со своих мобильных устройств. Обычно это были электронная почта, календарь и списки контактов. Теперь пользователи начинают обращаться к CRM и другим бизнес-приложениям, говорит он.
«Они хотят иметь доступ ко всем веб-приложениям и облачным сервисам», - сказал Фокон. Обычный вопрос, который ему задают о вендорах, это: «Есть ли у них приложение для iPhone или Android?»
Этот рост числа приложений и возможностей доступа будет двигать новую тенденцию единой регистрации (SSO) для мобильного облака, когда пользователи могут пройти надлежащую аутентификацию и работать с любым из облачных приложений со своего устройства.
Но эта свобода рождает и новые трудности, говорит Фокон. Необходимо продумать все аспекты безопасности, а также администрирования и поддержки. Еще одна важная задача это изолировать корпоративные данные от личных данных пользователя на его устройстве и исключить утечку информации, если служащий покинет организацию или будет уволен.
Источник: Эндрю Р. Хики, CRN/США