21 июля 2014 г.

Согласно данным IDC, во 2 квартале 2014 г. ПК-поставки в регионе EMEA достигли 21,9 млн. шт. — на 10,5% выше прошлого года, ясно обозначив возврат к росту после семи кварталов непрерывного спада. Как и в предыдущем квартале, Западная Европа была главным двигателем роста в регионе благодаря устойчивому обновлению корпоративного парка систем, что принесло общий 25%-ный рост на ПК-рынке. Потребительский сегмент также вернулся к росту после резкого сокращения в 2013 году.

В то же время на субрегион Центральной и Восточной Европы (CEE) влияла нестабильная политическая и экономическая ситуация в России и колебания валютного курса; как и прогнозировалось, CEE показал спад на 13,2%. Субрегион MEA (Ближний Восток и Африка) показал скромный рост поставок на 1,9%.

В русле этих тенденций поставки портативных ПК в EMEA вернулись к росту (на 8,3%), а поставки настольных ПК выросли на 14,1%. Этот общий рост поставок в EMEA свидетельствует об определенном возврате, но еще не восстановлении рынка, так как объемы остаются ниже отметки 25 млн. шт. в пиковые периоды 2010-2012 гг.

«Это явное улучшение в EMEA — хороший знак для производителей ПК, — пишет Кристелль Лабек, менеджер исследования, Personal Computing, IDC EMEA. — Но всё так же наблюдался большой разброс по субрегионам; особенно в потребительском сегменте разрыв между зрелыми и формирующимися рынками был аналогичен общемировой картине. В некоторых странах субрегиона CEMA [Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка] ПК-рынок продолжал страдать от неблагоприятных обменных курсов и сложной политической обстановки, но западноевропейские поставки были подпитаны потребительскими ноутбуками начального уровня. И хотя положительная динамика в этом году была обусловлена в том числе очень слабой базой 2 квартала 2013 г., более привлекательные продукты, предложенные по верным ценам, побудили больше потребителей обновить свои устройства. Ритейлеры и интернет-продавцы также демонстрируют больше уверенности, так как новые возможности продуктов, лучше позиционированных с точки зрения цен, приносят теперь больше реальных продаж, а не просто интерес. Промо-акции и подготовка вендоров к предшкольному периоду дополнительно поддерживали рынок. Уровень товарных запасов должен будет тщательно отслеживаться в процессе предшкольных продаж в августе-сентябре». В этом контексте продажи хромбуков продолжали расти, но их влияние ограничивается несколькими странами Западной Европы.

ПК-поставки в Западной Европе в этом квартале продолжали выигрывать от идущего обновления в сегменте СМБ после окончания поддержки Windows XP. Коммерческий спрос оставался сильным, поскольку деловая уверенность, проистекающая из улучшающихся макроэкономических перспектив, способствовала обновлению корпоративного парка систем. Рост коммерческих ПК-поставок в Западной Европе достиг 26,9% — явное подтверждение того, что ПК остается главным рабочим инструментом в корпоративной среде. В то же время, ускорился возврат рынка в потребительском сегменте, и некоторые страны, в том числе Юга Европы, вернулись к уровням бизнеса, близким к их потенциалу.

«Отсутствие инвестиций в обновление парка ПК в течение последних двух лет привело к старению установленной базы на всем коммерческом рынке, что, наряду с окончанием поддержки Windows XP, создало большие потребности обновления, — пишет Масей Горники, старший аналитик исследования, Personal Computing, IDC EMEA. — Макроэкономические перспективы улучшились в большинстве западноевропейских стран; крупные организации вновь обрели уверенность и начали замену своих ПК, и многие компании в сегменте СМБ среагировали, наконец, на смену операционной системы. Это увеличило спрос главным образом на настольные ПК в последние два квартала, а волна обновления портативных ПК ждет нас впереди».

«ПК-рынок в субрегионе CEMA продемонстрировал сокращение на 6% по сравнению с прошлым годом, — пишет Стефаниа Лоренц, зам. вице-президента, IDC CEMA. — Регион CEE, в согласии с прогнозами, показал годовой спад на 13,2%. На регионе сказалось ожидавшееся сужение рынка в восточных странах: России, Украине и Казахстане. Россия и Украина пострадали главным образом от замедления потребительского спроса ввиду нестабильности экономической и политической обстановки, а также высокого уровня безработицы и замораживания зарплат. В Казахстане по-прежнему сказывается резкое снижение валютного курса, улучшения которого не ожидается в краткосрочной перспективе».

«В отличие от восточных стран, центральный регион показал результаты намного выше ожидаемых, — пишет Николина Юрисич, менеджер продукта, IDC CEMA. — Болгария, Венгрия, Польша и Чешская Республика продемонстрировали сильный двузначный рост за год. Рост ПК-продаж принесли и потребительский, и коммерческий сегменты благодаря непрерывному улучшению стратегий в канале со стороны игроков рынка, а также ввиду ожидавшейся смены XP, которая сейчас происходит. Субрегион MEA показал слабый рост ПК-рынка в целом за год — на 1,9%. Сегмент настольных ПК выглядел чуть лучше благодаря замене Windows XP, происходящей во всем коммерческом сегменте».

Картина по вендорам

Консолидация рынка оказала значительное влияние на перераспределение доли портативных ПК в этом квартале — топ-5 вендоров совокупно поставили более 25%, но доля остальных игроков снизилась примерно до 16%.

* HP была явным лидером в EMEA и показала впечатляющий рост более чем на 27%; Западная Европа была для нее самым быстро растущим субрегионом. Этому способствовал новый портфель продуктов, включая сильное предложение для потребителей; эффективная реализация стратегии «единой HP» также, похоже, приносит свои плоды. Прочные позиции в коммерческом секторе и благоприятная база сравнения с прошлым годом тоже способствовали успеху.

* Lenovo достигла значительного расширения в EMEA в этом квартале, и доля компании выросла почти на 5% — явный успех в контексте консолидации рынка. Результаты были выше среднерыночных, и доля рынка выросла во всех трёх субрегионах. Главными источниками успеха компании были: широкое предложение продуктов, охват канала и реализация стратегии «защищать и атаковать», принесшей, в частности, большие победы в потребительском сегменте.

* Acer вновь вышла на третье место во 2 квартале, поднявшись на одну строку выше по сравнению с 1 кварталом. Компания также была впереди рынка на волне продаж в Западной Европе и в регионе MEA. Новый портфель продуктов дал ей более сильные позиции на потребительском рынке, а повторный ввод линейки Extensa обеспечил рост в коммерческом секторе, где Acer выиграла от своего присутствия в сегменте СМБ.

* Dell имела более слабый квартал по сравнению с предыдущими, показав результаты на уровне рынка в целом в коммерческом секторе, но упустив всплеск обновления систем на потребительском рынке ввиду более слабого присутствия в этом сегменте. Dell продолжала опираться на силу в коммерческом секторе и на инвестиции в построение канала продаж через VAR’ов, осуществленные в последние кварталы, причем сегмент СМБ был самой многообещающей областью для компании.

* ASUS также показала результаты выше среднерыночных и сохранила свое пятое место. Взятый разгон в сегменте настольных ПК позволил компании увеличить долю рынка в регионе, но портативные ПК оставались главной составляющей ее поставок.

За пределами группы топ-5 вендоров, Apple была на шестом месте, выиграв от более позитивной динамики в потребительском сегменте и перспектив в Западной Европе. Toshiba, занявшая седьмое место, нацелена на определенные сегменты рынка, что привело к некоторым трудностям для компании. Fujitsu показала очень сильный рост — более 25% — и занимала восьмое место. MSI вошла в первую десятку и была на девятом месте. Samsung замыкает первую десятку в EMEA, показав еще один квартал снижения поставок ввиду сокращения выпуска ноутбуков начального уровня и переключения на хромбуки и ультрабуки высокого класса.

Топ-5 вендоров по ПК-поставкам в EMEA во 2 квартале 2014 г. (предварительные данные, тыс. шт.)

Vendor 2Q13 Shipments 2Q14 Shipments 2Q13

Share
2Q14

Share
2Q14/2Q13 Growth
HP 3,722 4,735 18.8% 21.7% 27.2%
Lenovo 2,608 3,942 13.2% 18.0% 51.1%
Acer Group 2,249 2,536 11.4% 11.6% 12.7%
Dell 2,092 2,286 10.6% 10.5% 9.3%
ASUS 1,678 2,086 8.5% 9.5% 24.3%
Others 7,439 6,276 37.6% 28.7% -15.6%
Total
19,789 21,862 100.0% 100.0% 10.5%

Источник: IDC