Светлана Белова
Идя под венец, мужчина надеется,
что его женщина никогда не изменится. Женщина же
надеется, что сможет полностью
перевоспитать своего мужчину.
Оба ошибаются1.
Уважаемые экскурсанты, перед вами картина Сальвадора Дали «Геополитический ребенок, наблюдающий за рождением нового человека». Долгие годы искусствоведы спорят о ее смысле. Одни считают, что великий испанец уже в 1943 г. предсказал появление нового общества. Человечество, которому тесно в рамках умирающей эпохи, наконец-то перестанет уничтожать себя и, преодолев все муки и страдания «рождения», сбросив стесняющие его оковы, заживет жизнью, наполненной ожиданием счастья, покоя и довольства. Другие считают, что и сама картина, и ее название — лишь пародия на самые радужные ожидания нового мира.
Но давайте отвлечемся от спора тех, кто разбирается в искусстве, и посмотрим на это произведение взглядом обывателя. Что же мы увидим? Правильно, нормальную среднестатистическую семью: мама, караулящая ребенка, и... муж, который то ли находится в постоянном поиске себя и своего места в жизни, то ли под воздействием «жены-пилы», перерождаясь изо дня в день, приближается к образу идеального мужчины. Но, как известно, идеал — это то, чего достичь невозможно. Поэтому процесс перерождения мужчины в Мужчину (с большой буквы), запечатленный на картине, длится вечно.
Похожий процесс «усовершенствования» одного партнера другим мы вот уже более 20 лет наблюдаем на российском ИТ-рынке: вендор (мама) воспитывает папу (дистрибьютора), ну и вместе они занимаются общими детьми — партнерами второго уровня.
Самое лучшее, что может сделать
женщина для своего ребенка, —
выбрать ему правильного отца1.
Как и к церемонии в ЗАГСе, к подписанию дистрибьюторских контрактов каждая пара приходит своим путем. Помните, как в конце 80-х — начале 90-х молодые девочки-вендоры искали себе спутников жизни? Да, в принципе, никак. Простите за такое сравнение, но в то время многие «браки» вендоров и дистрибьюторов заключались в результате почти беспорядочных торговых связей. Практически все, и даже весьма уважаемые сейчас вендоры, грешили в юности (в момент зарождения российского ИТ-рынка) неразборчивостью в продаже своих товаров как тем, у кого были действительно серьезные намерения стать им дистрибьютором, так и случайным «покупателям» (дилерам, заказчикам). Особых требований друг другу вендоры с дистрибьюторами тогда в общем-то и не предъявляли. Кто подошел (как в смысле «подошел ногами», так и в смысле «подошел по интересам»), тот и становился партнером.
Пожалуй, самыми важными, решающими факторами были драйв, желание чего-то совместного и умение нарисовать красивые перспективы. Конечно, у девушек были свои предпочтения, например, они гораздо охотнее шли на контакт с так называемыми СП или с теми компаниями, в учредителях которых значились иностранные граждане (ведь только у них была возможность во времена КОКОМа ввозить в страну зарубежное оборудование). Тем не менее, несмотря на кажущуюся «несерьезность» первоначальных отношений, многие ИТ-«семьи», образованные в то время, оказались очень крепкими и до сих пор остаются вместе.
Правда, за эти годы и сами строители ячейки общества, и их требования друг к другу заметно изменились. Изменились и претензии пока еще «незадистрибьютированных» девушек-вендоров к своим избранникам. Они уже не готовы предлагать свой товар первому встречному. Наличие у претендента на руку и сердце (т.е. на возможность поставлять в канал продукцию) московской или питерской прописки, а также быстрого и одновременно с этим вместительного автомобиля (т.е. прекрасных логистических схем), на котором он сможет привезти все необходимое в их общий дом (т.е. ввезти в Россию и растаможить), — это уже не «плюс» в карму кандидату, а всего лишь базовые требования, несоответствие которым автоматически вычеркивает компанию из списка потенциальных дистрибьюторов. Кстати, в последнее время дамы предпочитают не зависеть от транспортных возможностей своих избранников и сами садятся за руль автомобилей (открывают склады на территории России). А это еще больше обесценивает то, что раньше считалось конкурентным преимуществом «жениха».
Кроме того, если в начале 90-х молодые вендоры и дистрибьюторы, даже после данной друг другу бизнес-клятвы, еще некоторое время могли «пожить для себя» (т.е. периодически грешили продажами не только в канал, но и напрямую заказчикам), то нынешние девушки на выданье настроены гораздо серьезнее. Они требуют от своего избранника создания полноценной семьи, в которой оба родителя растят и воспитывают счастливых «детей» (партнеров второго уровня).
Вообще тема «детей» в дистрибьюторских семьях — одна из самых важных. Готов ли он к появлению новых «малышей» в доме? Как примет и что готов предложить тем дилерам, которые появились у вендора в предыдущих «браках»? Не будет ли препятствовать их общению с прежним «папой» (т.е. будет ли развивать партнерскую сеть, не создавая дополнительной конкуренции)? Позволит ли общаться со своими детьми (особенно уже достаточно взрослыми) от предыдущего брака (и в этом одно из немногих отличий ИТ-жизни от реальности, так как наличие дилеров, «привязанных» к дистрибьютору, не только не смущает вендора, а наоборот, может склонить к ведению совместного хозяйства)? Все эти вопросы постоянно волнуют вендоров. Поэтому первое, что они пытаются выяснить, это то, как к этой теме относится их избранник.
Мужчина, добившийся успеха, это тот,
кто зарабатывает больше денег,
чем может потратить его жена.
Женщина, добившаяся успеха, это та,
которая сумела найти такого мужчину1.
Конечно же, как и любой здравомыслящей женщине, вендору небезразлично прошлое суженого, а также его привычки, наследственность и наличие или отсутствие бурной молодости. Далеко не каждая ИТ-невеста готова связать свою судьбу с ранее судимыми дистрибьюторами. Некоторые противятся отношениям с «разведенными», тем более если развод был громкий и с представителями того сегмента рынка, в котором работает «невеста».
Кроме того, реальных женщин и вендоров объединяет желание выйти замуж за «образованного и финансово стабильного». Причем образованного настолько, что он сможет не просто блеснуть своей эрудицией, но и помочь их общим детям выполнять домашние задания по всем школьным и вузовским предметам: от устного счета до изучения далеких галактик (т.е. оказывать помощь по проектам разной сложности). При этом делать он это должен спокойно, без раздражения, и по первому запросу «ребенка» (каким бы идиотским и элементарным этот запрос ни казался) бросать все свои неотложные дела и спешить на помощь чаду.
И, конечно же, дистрибьютор должен полностью «закрывать» эту потребность дилера в получении необходимой информации. Т.е. не надо ребенка с идиотским вопросом отправлять к маме на кухню, пока она там что-то готовит (хотя мама-вендор, конечно, лучше знает, как ответить на этот вопрос). Но маму от важных дел можно отвлекать только в самых крайних случаях.
Теперь о финансовой стабильности.
Если раньше молоденьких невест-вендоров мог заинтересовать дистрибьютор, который заплатил за их коктейль (оплачивает каждую поставку вовремя), то теперь потенциальную жену интересует вся прежняя кредитная история претендента на руку и сердце. И это не удивительно. Как и любая женщина, вендор хочет простого человеческого спокойствия, и ее потенциальный муж должен иметь возможность обеспечить ей это самое спокойствие. Все заработанные на рынке деньги он должен приносить жене (потому что всеми деньгами в семье управляет жена). При этом он должен умудриться оставить себе заначку, которую будет тратить на обучение детей, на организацию детских праздников и летних лагерей (партнерские конференции), на игрушки детям (маркетинговые и стимулирующие акции для партнеров) и подарки любимой жене (поиск новых клиентов), на поддержку амортизации той самой быстрой и вместительной машины. И карманные деньги детям на их ежедневные нужды (т.е. кредитование партнерской сети) — это тоже его забота. У мамы не должна болеть голова о том, откуда ее малыши возьмут необходимые средства, и на каких условиях папа им эти средства предоставляет. Потенциальный избранник должен быть настолько финансово грамотным, чтобы научить детей не только высшей математике, но и умению правильно обращаться с деньгами.
Конечно, мудрая жена-вендор всегда придет на помощь главе семьи и выделит из семейного бюджета средства на ту или иную его инициативу (главное, чтобы эта инициатива была), так как понимает, что постоянно держать мужчину в черном теле нельзя. А то найдет себе какую-нибудь другую более щедрую вертихвостку и представит ее своим детям как «новую маму».
Кстати, о «вертихвостках». На ИТ-рынке, в отличие от реальной жизни, все вендоры и дистрибьюторы уже давно пришли к выводу, что моногамность — это не «хорошо» и не «плохо», это — невозможно. Поэтому все регистрируют браки со всеми. Конечно, есть на рынке единичные случаи, когда одна из сторон, состоящих в браке, категорически не принимает брак своей второй половинки с «заклятой подругой» (или другом). Но чаще компании довольно спокойно относятся к появлению в зоне внимания их избранника еще одной жены (мужа), тем более если они готовят на кухне разные блюда, ходят в разные спортивные секции и занимаются в разных кружках по интересам (т.е. имеют различные специализации). Главное, чтобы твой муж-дистрибьютор (или жена-вендор) не слишком увлеклись этим самым новичком, ну или хотя бы несильно это афишировал(а). Все-таки каждому хочется быть для своего избранника самым любимым.
Мужчина нужен женщине для того,
чтобы ей было хорошо.
Потому что плохо жить она и сама может1.
Если вы думаете, что, имея четкие критерии выбора партнера, вендоры не мучаются в раздумьях, кому же отдать разрешение на поставку товара в страну и рибейты с маркетинговыми фондами, то вы глубоко заблуждаетесь.
Вот только один пример сомнений, которые снедают каждую девушку, в том числе и вендора. Кого выбрать из многочисленных претендентов: рубаху-парня с широкой душой, брутальной внешностью, притягивающего всех своим обаянием и оборотами (как вы понимаете, речь идет о широкопрофильном дистрибьюторе), или скромного на вид интеллигентного юношу, который не распыляется, а уделяет максимум внимания именно тебе (т.е. нишевого игрока)?
А сколько еще подобных вопросов роятся в головах тех, кто готовится поставить свою подпись под дистрибьюторским договором...
Да и даже сделав свой выбор, жена, как уже было сказано выше, все равно продолжает перевоспитывать и переделывать избранника под себя. При этом она сама нет-нет да и выкинет какой-нибудь «фортель», который как минимум ставит ее «мужа» в тупик. Например, долгое время требуя, чтобы дистрибьютор занимался воспитанием их общих «детей», в один прекрасный момент заявляет, что теперь с самыми взрослыми и самостоятельными она будет общаться сама, и просто исключает мужа из жизни «ребенка».
Или вот момент, изображенный на картине, с которой и начался весь этот рассказ. Бизнесвумен что-то очень настойчиво объясняет своему мужу. И, судя по сюжету, эта женщина абсолютно уверена, что для полного счастья и всеобщей гармонии ее семье не хватает только... дачи. Да-да, домика где-то в тихом, удаленном от шумного загазованного центра месте (т.е. полноценного регионального представительства дистрибьютора со складом и офисом).
Посмотрите, как сосредоточенно она тычет пальцем в карту, явно показывая место, где, по ее мнению, и должна быть в кратчайшие сроки построена эта самая дача. А в каких муках ее муж соглашается на это решение (тем более что все его друзья по рынку уже либо прекратили строить новые дачи, либо законсервировали уже имеющиеся). Но все-таки соглашается же...
И несмотря на все вышесказанное, есть в этой картине какой-то неуловимый намек, что все в этой семье будет хорошо. До тех пор, пока она вновь не придумает, чего ей еще не хватает. И он опять это выполнит. Потому что наши дистрибьюторы готовы меняться ради тех, кого они однажды выбрали. Только, дорогие барышни-вендоры, не перегибайте палку. И еще иногда думайте о том, насколько вы сами близки к тому идеалу, о котором мечтает дистрибьютор. А то как бы не получилось, как в еще одной народной мудрости:
Я нашла мужчину своей мечты,
но он прошел мимо и даже не взглянул на меня,
ведь он тоже искал женщину своей мечты1...
1 Народная сетевая мудрость.