Николай Федулов, издатель ИТ-группы ИД СК ПРЕСС
20 лет — серьезный возраст. За это время ребенок успевает вырасти, повзрослеть, сформироваться как личность, получить необходимые знания и умения, понять, что хорошо, а что плохо. Вот и российский ИТ-рынок сильно вырос, стал более организованным и структурированным. Хотя и в 1996 г. он уже не был беспомощным младенцем, а начинал приобретать черты приличного западного рынка: закладывались стандарты и структура канала продаж. Но все это было как-то «неосознанно». Показателен пример компании «Дилайн», тогда называвшей себя «правильным дистрибьютором». Это был намек на то, что ИТ-дистрибуция в стране вроде есть, но какая-то неправильная. Сергей Эскин (руководитель компании) глубоко изучил работу крупнейших зарубежных дистрибьюторов и постарался создать аналогичную модель. Ни у кого другого в то время ничего подобного не было. ИТ-рынок походил на ребенка, который делает только первые шаги...
Взросление нашего рынка не было простым. Он должен был пройти через формализацию взаимоотношений, установление и принятие цивилизованных правил игры, пережить эпоху нечестной конкуренции, создать систему горизонтальных связей и наладить информирование о некорректном поведении партнеров.
Изменились и условия работы с вендорами: 20 лет назад все товары ввозились только из-за границы, что придавало нашему ИТ-рынку определенные «особенности». Долгое время некоторые компании видели свои конкурентные преимущества именно в умении использовать эти нюансы. Сегодня же подобные игроки практически исчезли. Рынок стал гораздо прозрачнее.
Кроме того, он стал более грамотным, в первую очередь в финансовых вопросах. Правда, постижение этих премудростей шло очень медленно, было набито много шишек. Но в итоге нынешние игроки осознали главное: умение работать с финансами — важнейшее умение, которое необходимо для их бизнеса.
Таким образом, за прошедшие 20 лет российский ИТ-рынок не просто вырос (появились новые направления и сегменты, к нему «подключился» Интернет, ставший и новым типом канала, и средством организации бизнеса). Он повзрослел, заматерел, стал нормальным (в мировом понимании).
Наше издание менялось вместе с рынком: 20 лет назад CRN/RE был его «учителем». Тогда такой наставник действительно нужен был: люди о многом не знали, совершали типичные ошибки. Сегодня игроки рынка стали умнее и опытнее. Раньше мы делились своим опытом, сейчас — опытом более знающих игроков рынка. CRN/RE перестал быть «учителем», он стал «переносчиком знаний».