Константин Шляхов, генеральный директор компании «Марвел-Дистрибуция»

Илья Репин, «Бурлаки на Волге»

20 лет назад никто не мог предположить, как сильно изменится рынок, какие взлеты и падения он переживет, какие метаморфозы с ним произойдут. Мы выбрали картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», так как несмотря на существенную разницу в том, что было тогда и сейчас, она одинаково хорошо подходит. Все участники ИТ-канала так или иначе тащат на себе российский ИТ-рынок, вопрос лишь в том, каких усилий это требовало в те времена и сегодня.

В середине 90-х годов рынок формировался и бурно рос, результат напрямую зависел от твоего труда (как пели бурлаки: «Эй, ухнем!»). Молодой sales-менеджер Антон Черепахин, занимающий теперь должность вице-президента по ритейл-дистрибуции, много ездил по регионам, посещал выставки, сам искал клиентов. Партнерская сеть так и формировалась. Связи, которые он установил тогда, помогают нам и сейчас. Компании были небольшие, встретиться с владельцем не составляло большого труда. Все решали личный контакт и устные договоренности — тогда мобильный телефон, а тем более Интернет были большой роскошью. Работать было просто, верили друг другу на слово, у всех все получалось, за честный труд каждый получал свою прибыль.

Вендоры, которые пришли в Россию, имели многолетний опыт ведения международного бизнеса. Поначалу мы были с ними просто в разных весовых категориях. Они многому нас научили, показывали, как надо работать. Глядя на них, мы понимали, как организовать бизнес-процессы, вести закупки, выстраивать партнерский канал.

20 лет спустя у нас есть хорошие надежные партнеры, мы работаем с обширным пулом вендоров — это большая и сильная команда, которая борется с существующими обстоятельствами. Теперь, чтобы получить результат, нужно приложить гораздо больше усилий. Кто-то более или менее уверенно шагает впереди, тянет лямку и надеется, что когда-нибудь станет легче. А кому-то ситуация уже не по плечу, он отстал или вообще ушел с рынка. Остается надеяться, что финансовые потоки рано или поздно станут более бурными, и наша баржа начнет двигаться быстрее и легче.

Вот такие метаморфозы рынка...

Когда начинаешь вспоминать события из прошлого компании, на память приходят самые яркие и самые позитивные моменты. Например, что в 1996–1997 гг. компания «Марвел» в квартал продавала столько же компьютерной техники, сколько теперь иногда продает в течение одного дня. Или что в 1996 г. весь склад сетевого оборудования занимал соседнюю комнату в нашем офисе на Синопской набережной. Теперь «Марвел-Дистрибуции», чтобы хранить продукцию, нужны два огромных складских комплекса в Санкт-Петербурге и Московской области.

«Марвел» стал первым и эксклюзивным дистрибьютором телефонов Sony Ericsson. В то время мобильный телефон был одним из основных символов престижа и говорил о статусе человека намного больше, чем сейчас, например, iPhone 6. Теперь смартфон есть у каждого, чему мы изрядно поспособствовали: в 2015 г. только четыре вендора продали в России больше устройств, чем «Марвел», а это 2,5 млн. смартфонов и 1,5 млн. кнопочных телефонов.

Можно ли считать метаморфозой то, что «Марвел» превратился в одного из крупнейших игроков рынка ИТ-дистрибуции? Наверное, нет. 20 лет назад у нас были серьезные амбиции и цели. Метаморфозы предполагают какие-то неожиданные и непредсказуемые превращения, а мы знали, чего хотим добиться, и нынешние наши достижения — результат упорной и целенаправленной работы.

Перейти к содержанию