Роксана Янборисова, исполнительный вице-президент OCS Distribution
Однажды знакомый художник пытался объяснить мне суть изобразительного искусства. Говорил он примерно следующее: задача художника — ухватить главное в визуальном восприятии мира. Например, вы входите в комнату, но не успеваете хорошо разглядеть ее, так как через секунду гаснет свет. Что вы запомните? Уж точно не реалистичную до мелочей картину — в голове возникнет какая-то субъективная проекция.
В этом и состоит дело художника — сознательно или бессознательно — он исследует особенности нашего визуального восприятия. Пикассо, безусловно, именно так представлял функцию художника и всю жизнь пытался разными способами увидеть одно и то же, не считая ни один из этих способов лучше другого. Почему я выбрала эту картину? Потому что, если меня сегодня спросят про рынок — вошел и что увидел? — примерно такая проекция у меня в голове и останется.
В 1994 г., когда мы только начинали дистрибьюторский бизнес, один умный консультант-англичанин, Джулиан Дент, задал вопрос пионерам российских ИТ: что вы считаете успехом в бизнесе? Рост доли рынка, прибыльность, еще что-то — такие были ответы, но никто так и не сказал того, что хотел услышать консультант. Его ответ на вопрос был такой: выживаемость. Если ты выживаешь, у тебя есть шанс достигнуть того, чего ты хочешь.
За все прошедшие годы трудно вспомнить, чтобы что-то упростилось: и в том, что касается законодательства, и документооборота, и тех функций, которые игрок рынка должен исполнять. Бизнес сегодня в десятки раз сложнее, чем 20 лет назад. Это, кстати, касается не только ИТ-рынка, но и наверняка любого другого. Поэтому бизнесмен, чтобы выжить в постоянно меняющихся условиях, должен быть гуттаперчевым, не менее ловким, чем любой акробат. Успех в бизнесе во многом определяется гибкостью.
Что касается метаморфоз. Любая небольшая компания — это коллектив единомышленников, в котором каждый сам находит себе задание, каждый понимает, что он должен делать конкретно сейчас, в данный момент, в данном месте. Это как группа туристов, которая собирается разжечь костер: все понимают, для чего им это надо, все понимают, что нужно делать, — быстренько взяли и сделали. Ни одной процедуры не прописано, но это никому и не требуется. Со временем небольшая компания превращается в коллектив из тысячи человек, где такое уже невозможно. Появляются процедуры, инструкции, комитеты, нарастание неэффективности, лишние телодвижения.
С одной стороны, это не радует. Но мы понимаем — это закон бизнеса. Так что же мы получаем в противовес? Когда компания одно и то же действие начинает делать много-много раз, например выпускает журнал, отгружает товар, принимает заказ, заказывает товар у вендора, не раз внедряет информационную систему и так далее, — начинает работать общий закон: при удвоении объема эффективность вырастает на 15%. Причем независимо от отрасли. Оказывается, это верно и для полупроводников, и для добычи гравия, и для холодильников. Минусам процедур и иерархий теперь противостоит больший профессионализм компании, связанный с большим количеством схожих транзакций. Чем не метаморфоза?