Светлана Белова
Пока мы готовили юбилейный номер, пересмотрели огромное количество картин. Очень разных картин. Одни прошли мимо, другие — «зацепили», сюжеты некоторых из них и легли в основу наших статей...
Номер уже вышел из печати. Его читают и обсуждают. Но одна из «ненаписанных» картин до сих пор не выходит у меня из головы — «Апофеоз войны» Василия Верещагина. Смотрю на нее и вспоминаю одну из серий «всемирной истории» от банка «Империал»: «Империя Тамерлана, XIV век. Отправляясь в поход, приказал Тамерлан каждому воину оставить у дороги камень. И вырос курган. И был огонь, и была победа. И возвращались они. И поднимали камни. Но остались камни. И последним шел Тамерлан. И поднимал он тяжелые камни. И говорил с ними, вспоминая их имена...».
У меня тоже есть свой курган. В редакции стоит подшивка нашего издания. Все номера, выпущенные за 20 лет существования CRN/RE. Не часто, но периодически мне приходится перелистывать эти страницы. Перелистывать и разговаривать с теми компаниями, которые когда-то входили в элиту отечественного ИТ-рынка, занимали первые строчки рейтингов, к чьим словам прислушивались, кого уважали, а порой даже боялись. С теми компаниями, которые стояли у истоков российского ИТ-рынка, но которые больше не работают на нём.
Мы часто общались с их представителями, пока они еще были с нами, обсуждали разные злободневные темы, брали у них интервью. Но самый главный вопрос задать уже некому. Почему? Почему вас больше нет?
Хотя вариантов ответа не так уж и много. Кто-то погиб по собственной халатности (невнимательности, нежеланию меняться — нужное подчеркнуть). Других же сгубила война. Да-да, та самая конкурентная война, которая порой принимала очень жестокие формы (демпинг, привлечение государевых людей для проверки «соседей по рынку», рейдерские захваты, перекупка заказчиков и т.д.). После подобных хорошо спланированных акций и неожиданных «набегов» на рыночном поле боя оставалась лишь выжженная пустыня да курганы по всей стране. И страшно не то, что в этих курганах лежат неэффективные и уставшие. Страшно то, что вместе с ними покоятся честные, но не зубастые.
В кургане Тамерлана остались камни генералов и простых солдат. Курган на картине Верещагина собран из черепов самых разных людей. Перед войной все равны. Вот и в нашем, ИТ-шном, кургане лежат останки и дилеров, и дистрибьюторов, и представительств вендоров. Междоусобные конфликты не пощадили никого.
Конечно, радует то, что на рынке еще остался хоть кто-то живой, хоть кто-то, кто может поговорить с «курганами». Огорчает то, что многие просто не хотят разговаривать, а если и разговаривают, то не делают выводов, а продолжают совершать старые, как мир, ошибки...