Рубен Герр
Сцена 1. Провал проекта
Картина изображает не самый радужный момент из жизни фирмы: генеральный менеджер, молодая бизнесвумен, была вынуждена прервать деловую поездку и срочно вернуться в офис. Даже не заезжая домой.
Все эти обстоятельства художник демонстрирует нам всего лишь несколькими скупыми деталями. О том, что главная героиня картины прибыла в офис не заезжая домой, свидетельствует багаж (в левом углу картины), а о том, что поездка была именно деловой, — более чем скромный объем этого багажа. Судя по всему, ситуация требовала немедленных действий, ибо оказавшись в офисе, героиня немедленно принялась за дело. Она даже не дала себе труда развесить дорожную накидку и небрежно бросила ее на стул (на картине справа).
Проект, завершение которого было возложено на одного из руководителей отделов, оказался на грани провала.
Узнав о возвращении начальства, проштрафившийся руководитель немедленно направился оправдываться. Его рука нервно нащупывает отсутствующую пуговицу, он буквально ест глазами свою шефиню. С собой на «разборку» он взял ведущих сотрудников своего отдела. Мало ли какая справка может потребоваться. Ну и, конечно, можно будет найти стрелочника, свалить все на неисполнительность персонала и так далее.
Однако никакой разборки не будет. Менеджер встала из-за стола и вышла навстречу нерадивому подчиненному. И это отнюдь не знак уважения. Таким образом она показала, что никаких совещаний, никаких долгих разговоров за столом, никакого выяснения причин и следствий не будет. Ей уже все ясно. Решение принято.
Поза начальницы демонстрирует отнюдь не смирение, как могло бы показаться неискушенному зрителю. Она просто изо всех сил сдерживается, чтобы во весь голос не высказать подчиненному все, что она о нем думает. И лишь рука нервно сжимает уже заготовленный документ.
Да-да, документ на бумаге. В современном безбумажном офисе. Она не стала сообщать подчиненному о своем решении устно с глазу на глаз, она не разослала E-mail с приказом всем, кого это может касаться. Она решила вывесить приказ на доске объявлений на всеобщее обозрение. Чтобы не только сотрудники, но и посетители могли понять, как в этой фирме относятся к нерадивым. Младшая сотрудница, которая должна будет вывесить приказ на доске, уже вызвана и стоит слева в дверях. Рядом с ней любопытствующий охранник и сын, которого в этот день оказалось не с кем оставить дома.
А молодой человек около виновника драмы втихомолку злорадствует. Он уже втайне надеется, что теперь-то его заметят и повысят по службе, что, по его мнению, давно уже пора было сделать. Уж он-то не провалил бы проект. Вот-вот надо будет разыграть смущение и «умело скрытую улыбку радости».
Особого внимания заслуживает общая композиция картины. Зритель смотрит на происходящее как бы со стороны стола менеджера, то есть находится на его стороне (каламбур умышленный).
Сцена 2. Запятая
На картине изображен достаточно обычный эпизод: начальник публично распекает проштрафившуюся секретаршу. На этот раз повод более чем серьезный и может повлечь за собой серьезные репутационные и даже материальные потери. Одна запятая в договоре оказалась не на месте. Это, конечно, не легендарное «казнить нельзя помиловать», но нечто очень похожее. В результате появилась возможность неоднозначного толкования заключенного соглашения, чем не промедлил воспользоваться контрагент.
Прибывший на переговоры представитель контрагента стоит слева от начальника так, как будто он здесь ни при чем. Но скрыть самодовольную ухмылку ему не удается.
А секретарша... Жизнь была так прекрасна! Сегодня пятница и рейс, на котором она собралась лететь на отдых, будет поздно вечером, но времени заехать домой почти не остается. Поэтому она взяла с собой весь свой нехитрый багаж (в левом углу картины), в том числе предмет особой гордости — роскошную курортную шляпу в специальном шляпном саквояже. В последний момент подруга занесла платьице, которое девушка не удержалась и еще раз прикинула на себя перед зеркалом. Мысленно она была уже на курорте. Но тут позвонил шеф, и платьице пришлось бросить на стул (на картине справа). А шеф грозно приказал заново распечатать 18 лист договора №... И девушка тут же вспомнила, как когда-то подумала, что там грамматическая ошибка, позвонила даже подруге, чтобы проверить... Она же хотела как лучше... И такой вот афронт! Именно этот злополучный лист она и держит сейчас в руках.
И вот из переговорной вырвался начальник. Он из числа тех, которые любят себя окружать миловидными женщинами. Достаточно посмотреть на его тщательно выписанные художником чувственные губы. За спиной шефа две дамы из его цветника. На их лицах легко читаются смешанные чувства: c одной стороны, это сочувствие попавшей в беду юной подруге, с другой — новая фаворитка в одночасье сделалась опальной, что приятно. А справа выглядывает девочка, вчерашняя школьница, которая призвана заменить на время отпуска секретаршу. Она в ужасе — вот, оказывается, до чего опасную работу ей предлагают...
Начальник в страшном гневе. Он нервно треплет отсутствующую пуговицу. Он подозревает секретаршу в работе на конкурентов. Он грозит ей следствием, судом и тюрьмой. Девушка уже с трудом удерживается от слез. Она еще неопытна и не понимает, что все это говорится не столько для нее, сколько для коварного контрагента.
На шум сбежались другие сотрудники офиса — через дверь слева за происходящим следят охранник, женщина с ресепшен и ее сынок, которого не с кем оказалось оставить дома.
Особого внимания заслуживает общая композиция картины. Зритель смотрит на происходящее как бы со стороны стола секретарши, то есть находится на ее стороне (каламбур умышленный).
Сцена 3. Ревизор
На картине изображен провинциальный офис госкорпорации. Момент напряженный — «К нам едет ревизор». Он же проверяющий, он же аудитор. Точнее, не едет, а уже приехал и даже прямо с поезда с багажом (в левом углу картины) в руках пришел в офис. Вот он, в официальном черном одеянии, независимо стоит слева от центральной двери. Его внешность не оставляет сомнений — перед нами потомственный сотрудник спецслужб.
Аудитор уже успел охватить офис взглядом и сразу же многое понял. Непарные стулья слева и справа от двери, на правом из них занавеска (не успели повесить!). Ковер не разглажен... Младшие сотрудники явно прибежали на работу только что, они еще стоят слева в дверях. Тут и женщина с ресепшен с сыном, которого, вероятно, не с кем было оставить, и бородатый (!) охранник. Кстати, в этой роли художник явно изобразил самого себя. Все понятно — в офисе не работают изо дня в день, а заходят сюда раз в год по обещанию. С обслугой же договорились, чтобы они являлись, когда потребуется. Для создания видимости.
Нет, не зря сюда прислали аудитора. В отчетах-то все было гладко, но определенные основания для подозрений были. Как оказалось, вполне обоснованные.
Хотя приезд ревизора формально был неожиданным, сотрудников о нем приватно оповестили. Но утечка была допущена умышленно и в точно выбранный момент — чтобы сотрудники успели уже разругаться, но не успели еще договориться между собой. Дама — заместитель главного менеджера (она стоит на переднем плане в три четверти спиной к зрителю) даже держит в руках записку, в которой ей сообщили о прибытии проверяющего. Ясное дело, такие известия не доверяют ни телефону, ни, тем более, электронной почте.
Первые же вопросы вызвали бурю, точнее, продолжение бури. Местное руководство продолжает выяснять отношения. А аудитор, притворившись индифферентным, внимательно слушает. Это самый настоящий «момент истины». Сейчас они расскажут ему много больше, чем поведали бы в спокойной обстановке.
Генеральный менеджер, нервно теребя отсутствующую пуговицу, только что высказал своей заместительнице нечто чрезвычайно нелицеприятное, а она наклонила голову и явно мысленно формулирует какой-то оч-чень ядовитый ответ.
Совершенно очевидно, что офис фиктивный, менеджер рассматривал зарплату в госкорпорации как приварок к основному доходу. Возможно, даже по договоренности с кем-то из «центра». Для наведения порядка в офисе ему пришлось привлечь нескольких своих родственниц (портретное сходство на картинах не бывает случайным). Однако они чуть-чуть не поспели.
Зритель видит ситуацию как бы со стороны заместительницы. Художник тем самым дает нам понять, на чьей стороне его симпатии (каламбур умышленный). Вероятно, она пыталась что-то сделать, но в одиночку не смогла.
Сцена 4. Новое назначение
На картине мы видим момент прощания. Шефиня получила новое назначение с повышением и «прощается с народом». В руках она держит листок из прощального адреса. На секунду погрузившись в воспоминания, она уже почти готова обронить слезу, но именно, что почти, — статус не позволяет. Однако были, были у нее небольшие слабости, которым она давала волю. Впрочем, слабости вполне извинительные. Она, например, держала у себя в кабинете небольшой гардероб с резервными нарядами: вдруг, скажем, срочный вызов «в верха» и потребуется быть в формальном одеянии. Или наоборот, какой-нибудь нежданный банкет, где требуется вечернее платье. Наряды так ни разу и не пригодились и теперь покоятся в чемоданах (на картине в левом углу). И еще одна слабость. Не любила она офисных пирушек с пластмассовыми стаканами и бумажными тарелками. По-настоящему надо, на скатерти, с ножами и вилками! Прощальный банкет уже завершился, и офисные дамы успели навести порядок. Скатерть же пока лежит небрежно свернутая на правом от прохода стуле, потом ее вытряхнут и постирают.
Напротив бывшей шефини стоит новый начальник. Всю свою жизнь он шел к этой позиции и наконец добрался. Одно только омрачает его радость. Начать свою деятельность на новом посту он решил с ремонта и перестройки офиса. И рабочие-ремонтники уже пришли. Говорили же им несколько раз, чтобы приходили завтра, а если сегодня, то только в самом конце рабочего дня. Нет, приперлись. И торчат теперь слева в дверях. Нет чтобы подождать на улице. Что будет, если шефиня обратит на них внимание и поинтересуется, кто они такие и что здесь делают, — страшно себе представить. В общем, что-то подсказывает нам, что недолго новому шефу сидеть в начальниках.
Позади стоят две офисные дамы. Сразу видно, что они только что занимались уборкой, но теперь закатанные рукава уже неуместны. Они, как водится, всё знали заранее и теперь в душе радуются, что им не прислали «варяга», что дальше можно будет спокойно работать с привычным человеком, все привычки и манеры которого давно известны.
А справа выглядывает совсем молодая девушка. На лице ее смешанные чувства. С одной стороны, она рада за бывшую начальницу, которая была ей то ли старшей подругой, то ли доброй мачехой. С другой — грустно расставаться. Вряд ли случится теперь в предвечерний час попить вместе чаю и поболтать о разном.
А вот молодой сотрудник слева с трудом скрывает радость. Трудно ему приходилось. Такие юноши не любят, когда ими командует женщина. Женщине в их представлении уготована совсем другая роль. Зато мужчина с мужчиной всегда договорятся.