Рубен Герр

Для начала проведем небольшой мысленный эксперимент. Представьте себе исторический роман, в котором есть примерно такая фраза: «...С тех пор влюбленным пришлось встречаться в толпе, вблизи рыночной площади: чтобы случайный свидетель мог подумать, что это произошло случайно». Теперь скажите, в какие края поместил автор своих героев? В Кабул-Самарканд-Тегеран в Средней Азии? В какой-нибудь XYZ-бург в Европе? А может, в Новгород или Смоленск?

А ведь куда угодно мог поместить! Даже в доколумбовой Америке такое могло случиться. Везде, где общество дорастало до товарного производства и городов, возникали рынки. Совсем не случайно в европейских городах германского происхождения, если центральная площадь города называется не Марктплатц («Рыночная»), а как-нибудь еще, то это скорее исключение из общего правила.

Иоахим Бейкелар, «Овощной рынок»

И везде рынки были не только местом, где продают и покупают. На рынках обменивались новостями и сплетнями, просто общались, на рынках правители оглашали (или, как теперь говорят, «озвучивали») свои директивы, на рынках лицедеи и скоморохи потешали публику. Рынки были основным средством массовой коммуникации. Анекдоты про Тиля Уленшпигеля, Хитрого Петра и Ходжу Насреддина расходились по свету именно через рынки. Политические, между прочим, для своего времени. А такое легендарное явление, как одесский «Привоз», откуда как лава из вулкана расползались по свету хохмы и анекдоты? «Сколько стоят эти трусы? — ... — Как!? Пустые!?» Это для нас амфора ценна сама по себе. А когда-то это была просто тара. «Почем эта амфора? — ... — Как, без вина?!» Так что прикол про трусы древен, как амфора.

А владелец рынка за умеренную плату обеспечивал условия для всего этого. И, между прочим, извлекал неплохой доход.

Да, кстати, и сама торговля отнюдь не везде и не всегда была просто обменом денег на товар. Во многих культурах местные традиции даже и в наши дни затрудняют интернет-торговлю. Человеку там просто в голову не приходит, что можно что-то купить, не посмотрев сначала в глаза продавцу, не перемолвившись с ним «о погоде». Вот и получаются экзотичные, на наш взгляд, модели, когда человек сначала выбирает товар на экране компьютера, потом идет в магазин, чтобы посмотреть не только на товар, но и на персонал и поболтать с ним минутку другую, дальше возвращается домой, где завершает сделку снова с помощью компьютера. И уж только под конец получает покупку через курьера или по почте, «как все нормальные люди».

Однако если оставить в стороне национальные традиции, взаимодействие бизнеса с прочими аспектами человеческой жизнедеятельности до поры до времени было достаточно поверхностным. Кроме рынков можно назвать разве что газеты-журналы, которые, кроме прочего, обеспечивали взаимосвязь между продавцами и покупателями через рекламу и частные объявления, торговлю объектами культуры, да еще разве что филантропию.

А бизнес сам по себе — тоже до поры до времени — был одномерным, линейным. На одном конце покупаем либо сам товар, либо компоненты для него, либо тратимся на условия для оказания услуг, на другом — продаем нечто новое.

И вот наступил 2007 г., который вне всяких сомнений можно считать поворотным. Гениальный Стив Джобс анонсировал iPhone. Это был не просто аппарат для общения, как предшествующие и к тому времени ставшие уже успешными мобильники. Трудно назвать хоть что-нибудь из человеческих занятий и увлечений, что не было бы так или иначе отражено в этом устройстве. И литература, и музыка, и изобразительное искусство. И бизнес. Появилась возможность покупать, продавать, заказывать. Причем продавцом была отнюдь не только Apple. Эта компания в кратчайшие сроки сделалась посредником для множества пар продавцов и покупателей.

Совсем не удивительно, что первые публикации о многосторонних платформах (МСП, в англоязычной литературе их называют просто платформами) появились в том же 2007 г. Идея носилась в воздухе. МСП — это своего рода электронная площадка для взаимодействия пар поставщиков услуг и товаров и их клиентов. По сути дела это совершенно новая модель бизнеса. Теперь уже трудно сказать, подцепил Джобс эту идею на научных семинарах и конференциях или додумался сам, а также простое ли совпадение, что первые серьезные публикации о МСП появились в том же 2007 г. Увы, скорее всего, мы этого уже не узнаем. Но факт остается фактом. Именно Джобс первым совместил линейный бизнес — изготовление и продажу Айфонов — с МСП в таких масштабах. Так что совсем не удивительно, что в кратчайшие сроки Apple оттеснила или даже вытеснила с рынка других изготовителей мобильных телефонов.

Революция, как обычно, зрела в недрах бизнес-сообщества. Можно отыскать много примеров структур, подобных МСП, и до 2007 г. Но поворот наступил именно в том году.

Очень скоро оказалось, что проверенные веками законы бизнеса в отношении МСП не работают или работают совсем не так. Например, предложенная Майклом Портером модель пяти сил конкуренции (прямая конкуренция, ценовое давление со стороны продавцов исходных компонентов и покупателей готовых изделий, угроза появления новых конкурентов и угроза появления принципиально новых меняющих рынок изделий). Превосходный пример этого — компания Amazon. Эта компания обеспечивает интернет-торговлю, причем многое продает сама, но по некоторым группам товаров становится посредником и для других фирм. Более того, в некоторых случаях фирмы-партнеры и сама Amazon продают одно и то же. И партнеры продают дешевле... Это что же, получается, что Amazon-продавец и Amazon-посредник, при том, что это одна и та же фирма, конкурируют между собой? А неважно! В случае МСП самое главное расширить и удержать рынок с обеих сторон — обеспечить себе как можно большее число как клиентов, так и партнеров. Ради этого можно поступиться и частью прибыли.

Кого не радует рост бизнеса? Но в случае МСП экспоненциальный рост может смениться столь же быстрым спадом. Как известно, репутацию очень трудно завоевать, но практически невозможно восстановить. Если не удалось добиться гармоничного сочетания числа поставщиков и числа клиентов, возможна катастрофа. Одна, вторая задержка в исполнении заказа... А третьей уже не будет. И слух об этом прокатится по социальным сетям. И бывшие клиенты и партнеры примутся заключать сделки старым проверенным способом, не оптимальным, но зато надежным. Закрывайте бизнес, господа!

Ну и государственные законы, которые по обыкновению отстают от жизни, и чиновники, которые, как всегда, смертно боятся всего нового, и прочее и прочее.

Однако многие эксперты убеждены, что все это неизбежные болезни роста и в обозримом будущем МСП повсеместно изменят лицо бизнеса в очень многих отраслях.

Иван Куликов, «Ярмарка»

Впрочем, только ли бизнеса? Вот две компании — Uber и Airbnb. При ближайшем рассмотрении оказывается, что у них очень много общего. Первая посредничает в предоставлении услуг частного извоза (между прочим, сотрудничающим с этой фирмой водителям строго-настрого запрещено использовать слово «такси» в сочетании с названием фирмы!). Вторая конкурирует с гостиничным бизнесом, помогая сдавать и снимать частное жилье во многих городах мира, обычно на короткий срок. Обе они стремительно взлетели в самых разных городах и странах.

Название Airbnb расшифровывается как air bag and breakfast — дословно «надувной матрас и завтрак». В России это звучало бы как «раскладушка и завтрак». Первоначально она была ориентирована на тех, кому требуется провести одну ночь в чужом городе, как нечто промежуточное между номером в гостинице и скамейкой на вокзале. Однако очень скоро выяснилось, что люди готовы переночевать в чужой квартире не только из экономии. Возможность посмотреть, как устраиваются люди где-то далеко от родных мест, перемолвиться с ними о жизни, может быть, даже завести новое знакомство, тоже играет не последнюю роль. Теперь желающим предлагается что угодно — от бунгало под пальмой до той самой минималистской раскладушки.

Организация работы «Убера», наверное, известна всем и не будем повторяться. Думается, популярность этой службы тоже поначалу была обусловлена не только желанием людей сэкономить на такси. Человек, для которого доставка клиентов из одной точки в другую не основной заработок, представляется куда более перспективным собеседником, что профессиональный таксист.

Все мы привыкли слышать в магазинах слова «Спасибо за покупку. Заходите еще». Однако если эти слова звучат из уст кассира-контролера в универсаме, мы точно знаем, что ничего подобного он не имеет в виду. Произносятся эти фразы в полном соответствии с должностной инструкцией и при следующем визите говорящий вас, скорее всего, и не вспомнит. Совсем другое дело продавец на рынке. Здесь он действительно благодарен вам за то, что вы купили не у соседа, а именно у него. Здесь он действительно будет рад обзавестись постоянным покупателем.

Да и нам самим как-то приятнее иметь дело с обычным человеком, хозяином квартиры или водителем, а не тем, кто, скажем, играет роль портье в отеле. Ведь это действительно роль: и слова, и манеры у него совсем не те, что в обыденной жизни. Это уже не человек, а какая-то воплощенная функция.

Автор этих строк будет, наверное, последним из тех, кто начнет оправдывать коррупцию, но... Социологи утверждают: коррупция влечет за собой смягчение нравов. И неудивительно — чиновник перестает быть послушным винтиком в государственном механизме. И неформальные отношения берут свое — люди начинают вести себя по-человечески.

Договариваясь между собой через МСП, люди волей-неволей вступают в неформальные отношения. Причем независимые от религии или идейных взглядов. В отличие от социальных сетей, где пользователи очень скоро замыкаются в группах и группках единомышленников.

Через миры и века, через всемогущий государственный аппарат, через технологические чудеса прорывается в нашу жизнь древний, как Луна, рынок с его непередаваемой атмосферой одесского «Привоза», где на риторический вопрос «Как жизнь?» вам с наслаждением ответят другим, тоже риторическим: «А вы уже что, на другой планете живете?».

Перейти к содержанию