О чем говорят на итоговых пресс-конференциях
Наталья Басина
— Дерево?! На голове у оленя?! —
воскликнул другой охотник. — Да сказали бы лучше — вишневый сад!
— Если бы вырос сад, я бы сказал — сад, —
объяснил Мюнхгаузен. — Но поскольку
выросло дерево, зачем мне врать?
Г. Горин. «Тот самый Мюнхаузен»
...Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей...
В. Белинский. «Литературные мечтания»
Любите ли вы итоговые конференции? Именно так, как написал классик: с энтузиазмом и исступлением? Я — просто обожаю. Посещать такие мероприятия — одно удовольствие. К ним не надо готовиться — заранее выискивать информацию, ликвидировать образовательные пробелы, придумывать вопросы. Приходишь в зал, располагаешься поудобнее и смотришь очередную пьесу. Чаще всего боевик, порой с элементами триллера, мелодрамы или даже романтической love story. В разных театрах, с разными актерами, но всегда с хорошим финалом. Раньше, в докризисную эпоху, на авансцене, под занавес, звучали слова о «росте быстрее рынка». И пусть на какое-то мгновение скептический внутренний голос произносил недоуменно: если все растут быстрее рынка, то кто — медленнее? Но все мы хорошо понимаем законы жанра, и скептик с улыбкой Джоконды сворачивался клубком, снова впадая в дрему. А мероприятие неслось стрелой, развлекало публику историями про рыб «вот с такими глазами», зайцев размером с оленей, медведей, пойманных голыми руками. Ну и прочими презентационными утками, заставляющими поверить в невероятные успехи и потенциал организаторов шоу, выраженные в процентах, штуках, долларах и инновациях. Не обходилось и без традиционного «тигра в разрезе», который, как известно, состоит из трех частей. И пусть не очень понятно, чем задняя часть отличается от передней и кто играет роль хвоста. Главное, чтобы история была увлекательной, а рассказчик уверенным в себе и веселым.
Но теперь иные времена, другие песни. Почти все «падают». Но зато — «медленнее рынка». Хотя по большому счету это по-прежнему означает «рост быстрее рынка». Главное ведь — точка отсчета. Хотя какая в сущности разница, идет ли охотник мимо леса или лес движется вокруг охотника.
Впрочем, в хорошо отрепетированных спектаклях появилась и новая нота. Героическая. В нынешних вялотекущих условиях вызвать интерес со стороны зрителей на первый взгляд не трудно. На фоне суровых катаклизмов все готовы куда с большим энтузиазмом радоваться чужим успехам, чем в «сытые» годы. Казалось бы, show must go on! У маркетологов и пиарщиков появились огромные возможности для творчества. Какую драматургию можно выстроить, какие истории рассказать! Выбирай жанр в зависимости от темперамента и мироощущения, и — вперед! Повествуй о титанических сражениях за прибыль, о проклятии падающей национальной валюты и решительной победе над ней. Очаровывай историями о выходе на рынки дальних стран, о манящих перспективах новых продуктов и технологий. В конце концов, просто рассказывай о рабочих буднях, захватывающем и продуктивном общении с партнерами и клиентами!
Однако, похоже, наступил кризис жанра. Итоговые конференции «скукожились», а то и вовсе прекратились. И вот тут журналист, казалось бы, давно объевшийся рябчиками, начинает испытывать непривычный голод.
Так, может быть, рано настала предрассветная тишина, а охотники начали собирать трофеи и покидать лес? Да, традиционная итоговая конференция не выведет бизнес из кризиса. И не сделает компанию успешнее. Зато — поднимет настроение. А в наше время это уже немало.
Не давайте внешним обстоятельствам овладеть собой. И помните: самая вкусная дичь водится только там, где самые лучшие охотники. А по поводу внимания журналистов к ИТ-компаниям не переживайте: вы им владеете вполне. И не важно, что мы ворчим по поводу мелких куропаток и жестковатых лосей. Это у нас профессиональное.
Ну, за охоту!