Светлана Белова

Хокусай, «Большая волна в Канагаве»

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!

Кобаяси Исса.
Призвание улитки
(перевод В. Марковой)

— Чтобы долезть до вершины горы,
надо не скорость умножать на время,
а упорство на призвание, —
говорила улитка, ползущая
на вершину Фудзиямы.

Поэма об улитке и Фудзияме1

«Очередная волна кризиса обрушилась на российский ИТ-рынок», — заявляют аналитики. Слушаешь, читаешь подобные заявления, и уставший от пессимистических прогнозов мозг рисует апокалипсическую картину: «Большая волна в Канагаве» уже вздымается над всем, что создавалось не один десяток лет, и вот-вот обрушится, смывая то, что мы считаем российским ИТ-рынком, в бездну веков...

И хотя эта картина, вошедшая в серию «36 видов горы Фудзи», была написана мастером Хокусаем задолго до нынешних событий (около 1830 г.), когда смотришь на нее, то понимаешь, что чувствуют японские рыбаки, которые пытаются сопротивляться стихии. Эти несчастные моряки с их убогими суденышками, которые предназначены для плавания в спокойных водах у берега, так же как и все ИТ-компании, попали в шторм, к которому были явно не готовы. Они отчаянно цепляются за любую возможность выжить, но утлые лодочки не оставляют им надежды на это. Огромная волна внешних катаклизмов уже занесла над ними «когтистую лапу» пенящегося гребня. Может быть, кому-то и удастся пройти вдалеке от эпицентра кризиса, но тем, кто попал в него, точно не позавидуешь. Да и где гарантия, что следующая волна не поднимется рядом с вашей лодкой и не смоет за борт именно ваш экипаж. Шторм на море, как и экономические катаклизмы, никого не щадит. Не многие смогут дождаться штиля и доплыть до столь желанного берега. А тех, кто оказался на пути волны, мы будем вспоминать по выброшенным на сушу обломкам разбитых суденышек. Не знаю, как у вас, а у меня картина Хокусая вызывает именно такие чувства: безысходность и страх перед лицом стихии. И тем не менее эта гравюра многие годы притягивает внимание зрителей и даже вызывает восхищение. Искусствоведы утверждают, что «Большая волна...» оказала влияние на художников, творивших в XIX–XX вв. (импрессионистов и мастеров ар-нуво). Да и наши современники не обходят ее вниманием, размещая этот образ на календарях и стилизуя под него корпоративные логотипы. Вряд ли у всех этих людей картина вызывает чувства, описанные выше. Скорее всего, заложенный в ней смысл гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. И намного ближе к нынешней ситуации на российском ИТ-рынке.

Свой путь

— А ты опять ползешь на вершину Фудзиямы?
Может тебя подбросить? — спросил биолог у улитки

— путь на вершину Фудзиямы ценен тем, что он
пройден самостоятельно — ответила мудрая улитка.

Во-первых, стоит сказать, что в японской живописи, как утверждают искусствоведы2, движение на полотне читается не слева направо (как привычно нам, западным людям), а справа налево. И при таком взгляде рыбачьи лодки, которые символизируют игроков ИТ-рынка, перестают быть чем-то пассивным, безропотно подчиняющимся капризам природы. Теперь мы видим, что это не волна надвигается на лодки, а сами лодки и их команды осознанно двигаются навстречу опасности. Именно таким активным, целеустремленным компаниям и покоряются волны. Эти суденышки смогут пройти сквозь любые преграды, даже экономические.

Кроме того, автор показывает, что вздымающиеся и обрушивающиеся волны, постоянно бурлящая вода (те самые внешние потрясения, которые раскачивают суденышко российского ИТ-рынка) бессильны перед священной Фудзи, уравновешивающей все, что собрано на полотне. Расположенная на заднем плане, она кажется маленькой по сравнению с происходящим около нас, но именно она является тем центром композиции, вокруг которого и закручивается сюжет. Уберите Фудзияму, и картина «развалится». Без нее не будет точки, к которой можно вернуться, на которую следует ориентироваться, если вдруг заплутал в долгом путешествии по морю. Вы спросите, какое отношение все это имеет к ИТ-рынку? Самое прямое. У каждой ИТ-компании, не важно нашей или зарубежной, должна быть своя Фудзи — цель, к которой она стремится, и нерушимые принципы, которые не сможет поколебать или уничтожить никакая непогода. Именно к этим принципам обращается каждая ИТ-компания в самые трудные времена, на них опирается, они то и определяют индивидуальность каждого игрока рынка. Противопоставляя вечную твердь горы и зыбучую стихию воды, Хокусай напоминает о том, что гигантские волны через миг превратятся в морскую пену, осядут солеными брызгами, освежая лица моряков. А вечным останется только то, что находится в «центре», в сердце каждой компании, что не дрогнет под ударом «когтистой лапы» кризиса.

У каждого игрока рынка свой список таких принципов. Одни опираются на принципы клиенториентированности, а другие — на ценность для партнеров по бизнесу, третьим важно быть «максимально эффективным», а четвертым — честным в отношениях с государством. Некоторые строят команду единомышленников, а кто-то делает ставку на звездных сотрудников. Кому-то важно быстро завоевать market share, а кому-то — создать то, что будет работать долго и стабильно, и т.д. и т.п. В зависимости от «сердечных» предпочтений, от своей точки опоры каждый игрок выбирает стратегию поведения в кризис. И никто не может сказать с полной уверенностью, какой из путей верный. Но все эксперты и аналитики, следящие за ситуацией на рынке, уверены, что опираться на внутренние принципы правильнее, чем на что-то внешнее, наносное, временное. И этот посыл также нашел отражение на полотне Хокусая.

Улиткина мотивация

— улитка, забирающаяся на вершину горы,
мотивирована только тем, что около нее
другая улитка тоже забирается на вершину горы,
которая мотивирована только тем,
что около нее первая улитка
взбирается на вершину горы

На переднем плане картины мы видим небольшую волну, которая своими очертаниями повторяет силуэт священной Фудзи. Скорее всего, это предупреждение игрокам ИТ-рынка быть очень аккуратными с чем-то временным, сиюминутным, с тем, что может показаться выгодным сейчас, но превратится в пену в следующую секунду, как морская волна. Искусствоведы утверждают, что Хокусай нередко записывал название Фудзи не стандартными иероглифами, а другими, более простыми графически, но похожими по произношению. Эти «простые» иероглифы буквально означают «не два». Т.е. подобное написание названия священной горы должно указывать на ее исключительность, уникальность, единственность.

Показывая водяное подобие Фудзи, Хокусай создает визуальный омоним, указывая на то, что и недолговечные волны могут показаться кому-то «горой». Вот только тот, кто попытается опереться о такую гору, увы, пойдет ко дну.

Старожилы российского ИТ-рынка исходя из своего опыта трактуют эту графическую аллюзию просто: в кризис не стоит делать ставку на рискованные операции, гораздо правильнее заняться внутренней эффективностью, а если уж очень хочется рискнуть, то делать это надо, только понимая собственные возможности и силы. Рисковать же заемными средствами в кризис ни в коем случае нельзя. Это может стать камнем, который утащит бизнес компании на дно.

И еще одно соображение о картине Хокусая. Пытливый зритель, скорее всего, обратил внимание на то, что большая волна имеет округлую форму. Это не случайно. Скорее всего, таким образом художник постарался ввести в свое произведение один из старейших образов японской философии — круг, колесо, которое символизирует собой движение, но не прямолинейное, не последовательное, а циклическое. И в центре этого круга вновь оказывается маленькая Фудзи как неподвижная ось постоянно вращающихся вокруг нас событий. Это ли не самая яркая визуализация теории цикличности кризисов, о которой в последнее время часто говорится? Шторм не вечен, на смену вздымающимся волнам приходит штиль, который, в свою очередь, длится лишь до того момента, пока не начнется очередной шторм. Цикличность в экономике, пожалуй, лучше всего визуализируется именно в волнообразном движении воды: как и в случае с цунами, мало кто может объяснить, откуда появляются кризисы и куда они исчезают. Но то, что они возникают, заканчиваются, замечают все.

Вершина смысла жизни

— любая вершина доступна,
если впереди целая жизнь —
говорила улитка, взбирающаяся
на вершину Фудзиямы

Только за время существования нашего издания на российский ИТ-рынок обрушились три «большие волны».

Правда, в 1998 г. многие рыбаки в лодках даже не успели испугаться. Легкая рябь только слегка покачала суденышки ИТ-компаний. Если судить по публикациям тех лет в нашем издании, то уже меньше чем через полгода аналитики стали отмечать устойчивый рост отдельных сегментов рынка.

Волны, которые обрушились на нас в 2008 г., были и выше, и страшнее, но и они утихли довольно быстро. Возможно, поэтому, когда в конце 2014-го — начале 2015 г. рынок вновь стало «покачивать», некоторые восприняли это как очередную недолгую непогоду. Но, увы, в этот раз все надолго. Судя по тому, что говорят аналитики, политики и экономисты, мы попали в идеальный шторм. И если два предыдущих кризиса были, как уже говорилось выше, циклическими: упали, поднялись, упали, поднялись (при такой качке и морской болезнью заболеть недолго), то нынешнее состояние дел в экономике многие считают турбулентностью.

Вот уже почти два года мы продолжаем падать, не видя дна, от которого можно было бы оттолкнуться и начать путь наверх. Все это сопровождается изоляцией страны и скачками цен на нефть, санкциями и контрсанкциями. Основа для импортозамещения3 вроде бы есть, но оборудование и комплектующие — импортные. С кредитами беда. Покупательная способность людей и так падает, а тут еще и большинство рынков оказались насыщенными. Продукция, производимая в стране, не дешевеет, так как на рынке труда демографическая яма (последствия низкой рождаемости 90-х). Как следствие, безработица не растет, и труд не дешевеет. Копировать на Западе уже нечего — всё, что можно было быстро и бесплатно скопировать, уже воспроизвели, за остальное нужно платить, а денег на это нет.

И всё, что мы наблюдаем, произошло в нашей стране как-то одновременно. И всё работает в минус. Кроме того, в тот же самый момент в России появилось множество мощных разнонаправленных социальных трендов, и нет какого-то одного, явно доминирующего. Усугубляется все это общемировыми проблемами экологии, противостоянием ресурсопроизводящих и ресурсопотребляющих стран. Пессимисты утверждают, что разгулявшийся шторм не утихнет еще долго, лет 10. И, конечно же, рыбаков (ИТ-компании), остающихся в такую непогоду в открытом море, еще не раз пошвыряет на волнах. Многим из них придется несладко. Но это не означает, что надо молча идти ко дну.

Посмотрите еще раз на картину Хокусая — справа налево: и в этом шторме можно плыть к цели и проходить сквозь волны. Правда, очевидно, что для этого компаниям придется измениться (не поступаясь основными принципами, изменить бизнес-модель). Времена, когда бизнес рос непрерывно и бурно, остались лишь в светлых воспоминаниях. Поэтому в нынешний шторм выживут только те, кто перестанет рефлексировать, ждать окончания кризиса и возвращения «золотых» времен, примет реальность и будет усердно работать. В первую очередь над собой. Аналитики уверены, что из шторма выйдут победителями те компании, которые будут совершенно не похожи на сегодняшних игроков рынка.

Скорость

— тебе что, некуда спешить? — спросили у улитки

— чем медленнее движешься, тем быстрее
достигнешь цели — ответила улитка

В японской культуре образ постоянной работы над собой, непрерывного совершенствования описан в строчках, вынесенных в эпиграф статьи: улитка, ползущая на вершину Фудзи. И некоторые аналитики считают, что именно его и должны взять современные компании, вынужденные работать в кризисных условиях, в качестве примера для подражания.

Нельзя в такие времена уподобляться великану, бегущему вверх семимильными шагами. Ведь сейчас всё вокруг так зыбко и неустойчиво, и даже Фудзи кажется маленькой на фоне огромных волн. А значит, есть риск не заметить и перепрыгнуть через камень, на который можно было опереться; и есть риск встать на тот, который при первом же порыве ветра покатится в пропасть. Но и прятаться в домик, как черепаха, тоже нельзя: кризис вряд ли удастся просто переждать. Падающие сверху камни могут упасть на вас. И у сидящего в домике не будет ни времени, ни возможности увернуться от них. И даже если ваш панцирь очень прочный, после камнепада вам будет сложно выбраться на поверхность из-под засыпавших вас обломков горы.

Другое дело маленькая улитка. Да, у нее, как и у черепахи, тоже есть домик, и она кажется такой же медлительной. Но это не главное. Главное в том, как именно она ползет к своей цели. Всё, из чего она состоит (кроме «черствой» раковины), нежное и чувствительное — ее усики-антенны, брюшко. Когда улитка ползет, она буквально обволакивает всё, к чему прикасается, и всё, что находится в непосредственной близости от нее. Она всем своим существом сканирует пространство, реагирует на каждое изменение, где бы оно ни происходило: в воздухе, в почве, в звуках. Если что-то ее пугает — она прячется. Но не надолго, как черепаха (черепаха может себе это позволить, она живет несколько сотен лет, а улитке эта вечность недоступна), а на мгновение, чтобы переждать сиюминутную опасность. А потом продолжает ползти полностью настроенная на внешнюю среду(?).

Точно так же бизнес-тренеры и аналитики предлагают поступать и тем, кто планирует в нынешней ситуации добиться успеха в бизнесе. Настройтесь на то, что вас окружает, сканируйте всё вокруг себя, собирайте информацию всеми возможными способами: включите зрительную память, внимательно слушайте людей, расширяйте свой круг общения, повышайте эмоциональный интеллект (не IQ, а EQ). Именно от него, от вашего умения наладить взаимодействие зависит — отдаст ли клиент свои деньги4 вам, а не кому-то другому.

Даже если же вы ненавидите человечество в целом и каждого его представителя в отдельности или если вам вообще нет никакого дела до окружающих, потому что вы интроверт, но вы бизнесмен и хотите развиваться, вам все равно придется вылезать из домика и трудиться над налаживанием коммуникаций. Пусть даже с одним человеком, с тем, который затем наладит за вас общение со всем остальным миром. Времена, когда самым важным умением бизнесмена была способность «прогнуть» оппонента под себя, канули в Лету.

Точно так же, как ушли в прошлое планы на пятилетку. В таком неспокойном мире нельзя ничего планировать больше чем на месяц вперед, максимум, на квартал. И самое главное, нельзя зацикливаться на том, что уже запланировано. Ситуация может измениться в любую секунду, вы должны быть готовы поменяться практически одновременно с ней. Перестаньте использовать старые схемы, методы, приемы. Хватит постоянно повторять: «Это получится, так как уже когда-то получалось». Это не аргумент, потому что никогда раньше не было такой ситуации, как сейчас.

Самолюбование

— ну я и подвижная — ухмыльнулась улитка,
стоя на вершине Фудзиямы

— говорят, одна улитка взобралась
на вершину Фудзиямы. Много что
говорят... — сказала улитка,
глядя на вершину Фудзиямы

Конечно, на картине Хокусая мы не увидим улитку, ползущую по склону Фудзи. Но почему-то мне кажется, что она там есть. И я надеюсь, что каждая ИТ-компания, которая находится сейчас в бурном море российского бизнеса, найдет свой путь к земле и переживет этот шторм.

И тогда, взобравшись на свою вершину и слушая, как другие признают его команду «подвижной улиткой», каждый из игроков сможет позволить себе немного полюбоваться собой. Чуть-чуть и недолго. До очередного шторма.

1 Здесь и далее все эпиграфы взяты из «Поэмы об улитке и Фудзияме». Интернет приписывает авторство этого произведения Юрию Тубольцеву. Сохранены авторские орфография и пунктуация.
2 Данные о картине «Большая волна в Канагаве» взяты с сайта.
3 Речь идет не только об ИТ-рынке, а о ситуации в экономике в целом.
4 По наблюдениям аналитиков, нельзя говорить, что у потребителей в нашей стране вообще нет денег. Деньги есть, но люди экономят потому, что нет никакой ясности. Поэтому прежние методы и средства «вытаскивания» денег из клиента уже не подходят.

Перейти к содержанию