В ноябре компания VMware сообщила о назначении на должность руководителя представительства в России и СНГ Александра Василенко (см. фото). Пост главы офиса оставался вакантным более семи месяцев, с тех пор как в феврале 2011-го его оставил Антон Антич. Все это время представительство подчинялось непосредственно Томасу Кулевейну, вице-президенту компании в регионе СЕМЕА. На пресс-конференции, созванной по поводу нового назначения, Кулевейн отметил, что ему было трудно работать на огромном российском рынке не зная языка. Вместе с тем Кулевейн отметил, что для VMware столь длительный срок подбора руководителя подобного уровня — обычное дело, в других странах на это уходит обычно полгода. Александр Василенко в ИТ-бизнесе более пятнадцати лет. «Он очень хорошо знает российский рынок, и его самого хорошо знают на рынке», — подчеркнул Кулевейн.
Василенко работал в Hewlett-Packard, затем в Sun Microsystems, где руководил каналом продаж в СНГ. В VMware он пришел с поста главы российского представительства Siemens Enterprise Communications. На новом месте его ждет широкий фронт работ: ведь уже сейчас Россия входит в топ-5 самых быстрорастущих рынков EMEA в структуре VMware. Московский офис будет расширен до 50 сотрудников (до сих пор их было 25). Вырастет и число офисов в СНГ, пока их три: кроме Москвы есть киевский и алмаатинский. У компании в России уже более тысячи клиентов и свыше пятисот партнеров. Планируется рост числа и тех и других.
Но основное — повышение самого уровня виртуализации. Пока эксперты вендора оценивают его в 18–20%, а целью называют выход на 30% уже в ближайшее время. При этом речь идет только о виртуализации серверов, которая уже хорошо известна в России, доказала свою эффективность и, по мнению многих ИТ-директоров, перешла в разряд чисто технических задач, не требующих каких-либо принципиальных рассмотрений и решений. Кроме серверной известна виртуализация рабочих мест и приложений, что, впрочем, распространено у нас пока значительно меньше. VMware располагает средствами и для их реализации, так что потенциал роста очень велик.
Чтобы реализовать его, в российском представительстве собираются «евангелизировать рынок», привносить в страну соответствующую экспертизу, фокусироваться на продвижении новых технологий (VMware энергично развивает свою продуктовую платформу), в большей мере, чем ранее, использовать местные ресурсы. Кроме того, планируется территориальная экспансия в СНГ и более активная работа с корпоративным и государственным секторами. Корпоративный сегмент — не новость, а вот продвижение в госсектор, если оно произойдет, станет заметным событием, хотя госзаказчики у VMware есть и сейчас.
Вендор, так же как и другие производители ПО, работает над тем, чтобы дать своим партнерам возможность дифференциации, определения собственной стратегии, выбора выгодных ниш. В VMware Partner Network имеются различные программы квалификации. Квалификация в области виртуализации инфраструктуры необходима в любом случае — либо как самостоятельная, либо для перехода к остальным программам. Она подтверждает способность партнера виртуализировать и консолидировать среды серверов. Квалификация в области непрерывности бизнеса демонстрирует опыт партнера в развертывании решений VMware для защиты данных, обеспечении высокой доступности и аварийного восстановления. Еще одна квалификация касается виртуализации настольных компьютеров. Отраслевая специализация пока включает только две программы: для академических заказчиков и для работы с федеральными органами США. И то, и другое в России мало интересно, но, возможно, появятся и другие, в большей мере отражающие российскую специфику, тем более что некоторые отрасли, банковская, например, уже имеют значительный опыт виртуализации и ее определенную отраслевую специфику. Отдельный вопрос — партнерство с хостерами, провайдерами связи, как потенциальными создателями и «хозяевами» облаков, и с разработчиками ПО. И то, и другое направление будут активно развиваться.
Рост спроса на свои продукты в России в VMware связывают в первую очередь с переходом к облачным моделям ИТ-бизнеса. Однако если востребованность виртуализации, в первую очередь серверной, уже налицо, то переход к облакам, особенно крупными корпорациями, дело совсем не столь близкое, как хотелось бы производителям ПО. Сергей Черняев, продакт-менеджер по направлению VMware и Veeam компании OCS, считает, что продукты вендора на нем широко известны, а что касается перехода к облакам и соответствующим технологиям, то он затруднен из-за разных взглядов и понимания самого понятия «облако» как производителями, так и пользователями. Необходима стандартизация базовых понятий и дополнительная просветительная работа, полагает он. На недостаток просвещения указывает и Александр Чернышев, руководитель направления виртуализации компании Softline. Быстрому и широкому продвижению продуктов VMware в России ничто не мешает, уверен он, так как технология зрелая и используется в инфраструктурах сотен тысяч заказчиков по всему миру. «Единственная причина — отсутствие конференций уровня VMworld в наших краях», — шутит он. Однако есть и значительно более пессимистичная позиция.
Продукты VMware и технология виртуализации в России развиваются достаточно быстро, однако эффект мог бы быть значительно большим, если бы глобальное руководство VMware не было бы столь категорично в вопросе унификации партнерских условий в России и Европе, полагает Павел Копылов, руководитель направления виртуализации Merlion. Он поясняет: «Вендор многое делает для того, чтобы заинтересовать заказчиков, однако во многом успех зависит от компаний-партнеров, и тут на первый план выходят „национальные“ особенности ведения бизнеса в России. Европейская, а точнее, американская модель не всегда способна стать максимально эффективной в другом регионе. В частности, во многом сдерживает рост недостаточная заинтересованность партнеров в активном продвижении фактически новой концепции построения ИТ. От вендора мы ждем больше гибкости в плане формирования партнерских условий в канале». В Merlion уверены, что с приходом нового регионального руководства с сильной командой ситуация улучшится.