В основе резервирования данных лежит простая идея: при наличии точной копии информацию гораздо сложнее потерять. На бытовом уровне реализация этой идеи тоже тривиальна: каждый наверняка хоть раз в жизни переписывал на оптический диск или иной внешний накопитель особо памятные фото, ограничиваясь простым однократным копированием. Однако в условиях современной ИТ-инфраструктуры — неоднородной, существенно гетерогенной, частично выходящей за пределы локальной сети в облако (и даже в разные облака) — адекватное резервирование данных представляет собой чрезвычайно непростую задачу.

Сегодня мало просто сохранить важную информацию, — необходимо в каждый момент времени иметь детальное представление о том, для каких данных и когда проводилось резервное копирование, в каком состоянии находятся сделанные копии, пригодны ли они для восстановления в случае необходимости.

Помимо самой системы резервирования и архивации ИТ-администратору крайне важно иметь под рукой удобный, достоверный и надёжный инструмент для контроля над всеми соответствующими процедурами. Именно таким инструментом является Veritas APTARE IT Analytics, — расширяемая платформа, предоставляющая унифицированную информацию об инфраструктуре резервного копирования, хранения данных и виртуальной инфраструктуре в неоднородной ИТ-среде, размещенной локально и в гибридных облаках.

Данных много не бывает

Компания Veritas давно зарекомендовала себя как поставщик серьёзных продуктов в области защиты данных, таких как NetBackup, Backup Exec и InfoScale. Соответствуя самым современным реалиям высокотехнологичного рынка, эти продукты обеспечивают корпоративным заказчикам различного масштаба надёжное резервирование и восстановление данных в неоднородных средах, в том числе с применением виртуальных машин и облачных платформ. Но в последнее время наиболее крупные клиенты Veritas стали испытывать насущную потребность в глубокой аналитике создаваемых резервных копий, поскольку непрерывно нарастающая сложность ИТ-инфраструктур слишком уж явно стала выражаться в чрезмерной громоздкости цифровых архивов.

Простой пример: соглашение об уровне обслуживания (SLA) для корпоративных клиентов нередко предусматривает двукратное, а то и трёхкратное резервирование данных с размещением копий на разнесённых в пространстве площадках, причём целостность и готовность к использованию каждой копии должна всякий раз подтверждаться физической проверкой полученного после репликации данных носителя. При использовании в качестве носителей ленточных кассет и при объёме резервируемых данных в десятки терабайт процедура может растягиваться на часы. Более того: при необходимости извлечь некую информацию из какой-то конкретной резервной копии нужно обратиться к заведомо работоспособному носителю, на котором эта копия сохранена в готовом к прочтению виде. Чем чаще и чем из большего числа источников производится архивация данных, тем сложнее администраторам вести учёт резервных копий и своевременно, через определённые интервалы, проверять их готовность к извлечению данных.

Без специализированного инструмента для анализа состояния резервных копий в таком случае уже не обойтись. В портфолио Veritas такой инструмент, APTARE IT Analytics, появился сравнительно недавно, — после того как весной прошлого года ею была завершена сделка по приобретению компании Aptare, разработчика аналитических решений для локальных и гибридных облачных сред. С этих пор Veritas предлагает заказчикам комплексное средство для извлечения статистической информации, её анализа и формирования наглядных информативных отчётов — включая отслеживание истории создания резервных копий, выявление трендов по самым различным показателям, отрисовку динамических сводных панелей, возможность прогнозирования и предиктивного анализа состояния корпоративной среды защиты данных.

По состоянию на момент завершения сделки решениями Aptare уже пользовались 7% из 1000 лучших клиентов Veritas, и за прошедшее с тех пор время эта доля неуклонно росла. Средний размер сделки с поставкой APTARE IT Analytics (опять же, данные за прошлый год) на мировом рынке оценивался более чем в 500 тыс. долл. США, что даёт представление о масштабах бизнеса предпочитающих подобный инструментарий клиентов. С точки зрения партнёров комплексная система аналитики резервного копирования особенно привлекательна тем, что прекрасно подходит для перекрёстных продаж уже использующим решения Veritas клиентам, которые на собственном опыте смогли удостовериться в высоком качестве и широте функциональных возможностей продуктов этого бренда.

Кейс люксового ритейлера: какие ваши доказательства?

В сфере ритейла, ориентированного на продажу брендов класса люкс, с особой деликатностью относятся к раскрытию любой информации, — именно поэтому название компании-клиента в данном случае остаётся за кадром. Строго говоря, неразглашение названия имеет свои преимущества: поскольку кейс остаётся безымянным, по нему можно привести немало важных сведений о сложностях и недоработках исходной системы, которые APTARE IT Analytics позволила успешно разрешить. В центре внимания — политики защиты данных заказчика, которые предусматривают тройное резервирование сохраняемой в копиях информации: согласно SLA, установленному руководством этого ритейлера, резервная копия данных должна создаваться локально (первый экземпляр) с последующей репликацией на два различных удалённых объекта (второй и третий экземпляры).

Это вовсе не пустая блажь и не прихоть: число покупателей люксовых брендов крайне невелико, и потеря лишь одного из них способна снизить годовой оборот компании на тысячи, если не десятки тысяч долларов. Малейшая неудача с восстановлением информации после сбоя, способная каким-то образом испортить впечатления клиента от общения с магазином, в такой ситуации попросту недопустима. Именно поэтому руководство компании-заказчика настоятельно требует от ИТ-специалистов, отвечающих за создание резервных копий, не просто проведения самой операции архивирования, но сразу же вслед за тем тщательной ежедневной проверки успешности произведённого процесса.

Стандартный подход к процедуре проверки довольно прямолинеен. Любое средство резервного копирования, не исключая и базовых продуктов Veritas, располагает встроенными средствами проверки целостности созданного архива, готовности его к извлечению сохранённых данных. Для реплицированных копий всё ещё проще: после того, как целостность основной подтверждена, достаточно подсчитать её хэш (например, по общепринятому стандарту MD5), а затем сравнить с полученными на местах хэшами реплик. Если совпадение полное — значит, ни один байт данных в процессе создания вторичных копий не был потерян, и полезная информация при необходимости будет успешно восстановлена с любой из них.

На словах всё действительно прямолинейно и просто, однако в реальности осуществление всех этих процедур осложняется их громоздкостью и медлительностью. Всё становится совсем сложно, если в качестве носителя данных для реплицированных копий выступает магнитная лента. По соотношению надёжности и стоимости она ещё долго будет оставаться вне конкуренции, однако скорость чтения и особенно записи данных для неё по современным меркам откровенно невелика. В результате вынужденные соблюдать SLA ИТ-специалисты тратили до 15 часов каждую рабочую неделю на проверку лент встроенными в ПО резервного копирования средствами верификации.

В итоге ИТ-отдел ритейлера фактически не мог оперативно подтвердить целостность создававшихся каждый день резервных копий: к тому времени, как завершались все процедуры проверки, уже почти наступала пора запускать очередной ежесуточный бэкап. Более того: встроенное средство верификации позволяло обрабатывать задачи лишь по отдельности, демонстрируя проверенное состояние той или иной копии самой по себе.

Соответственно, отчёты об успешном (или неуспешном) подтверждении целостности резервных копий независимо, без связи друг с другом формировались в основном дата-центре заказчика и в двух территориально разнесённых локациях, куда передавались реплицированные копии архива. Чтобы охватить картину актуального состояния доступных резервных копий за все возможные даты в целом, ответственные лица в менеджменте компании требовали от администраторов резервного копирования проводить — помимо ежедневных манипуляций с тремя бэкапами по SLA! — дополнительные проверки записанных прежде лент. Всё-таки магнитный слой на ленте имеет ненулевой, пусть и крайне малый, шанс повреждаться со временем, — и верифицированная вчера резервная копия сегодня вполне может оказаться непригодной для восстановления данных.

Встроенный инструмент управления резервным копированием хорош для решения простых насущных задач, однако в данном конкретном случае его возможностей явно оказалось недостаточно. К примеру, ИТ-администраторы всякий раз вынуждены были вручную искать идентификатор образа намеченной к проверке копии на магнитной ленте, а затем сопоставлять эту информацию с более ранними отчётами по резервному копированию, — и всё это только для того, чтобы выяснить, какие именно данные были записаны на этой вот кассете. В результате работа над каждым отчётом занимала не менее часа, а поскольку отчётов каждый день требовался далеко не один, ИТ-отдел заказчика фактически перешёл в режим непрерывной их подготовки — забросив все прочие насущные дела, что на пользу компьютерной инфраструктуре компании, очевидно пойти не могло.

Что же изменилось с внедрением Veritas APTARE Backup Manager? Главный итог — автоматизация процесса отчётности о дублировании резервных копий, в результате которого формируется достоверный протокол создания и верификации как основного ежедневного архива, так и обеих его реплик в удалённых локациях. Одно это позволяет ИТ-персоналу экономить до 700 часов рабочего времени ежегодно, а компании — более 50 тысяч долларов каждый год.

Все стороны, вовлечённые в процесс создания резервных копий, оказались таким образом в выигрыше:

  • менеджмент получает ежедневные подтверждения того, что дублирование всех резервных копий выполнено успешно;
  • ИТ-отдел экономит не менее 15 часов в неделю, которые прежде уходили на проверку лент администраторами резервного копирования;
  • руководство компании располагает надёжными доказательствами соблюдения SLA со стороны ИТ-отдела;
  • администраторы удалённых хранилищ данных напрямую заинтересованы повышать надёжность процесса дублирования резервных копий;
  • у прочих сотрудников компании выросло доверие к ИТ-отделу и уважение к его компетенциям.

Veritas APTARE Backup Manager, развёрнутый во всех дата-центрах заказчика и формирующий комплексные аналитические отчёты о реальном состоянии доступных резервных копий данных, позволяет всем заинтересованным сторонам иметь наглядное представление о среде резервного копирования компании. Создаваемые аналитической системой отчёты о состоянии резервных копий, датах выполнения резервного копирования, сроках годности резервных копий, названиях политик в области резервного копирования, местоположениях дублей, типах носителей и названиях элементов хранилищ существенно облегчают жизнь каждому участнику процесса — от руководителя ритейлерской компании, занятой продажей люксовых брендов, до рядового администратора, готового сразу же после выявления автоматикой малейших неустройств принять немедленные меры и устранить проблему в зародыше, не дожидаясь её перерастания в действительно неприятный инцидент.

APTARE IT Analytics не просто сводит все сведения о созданных резервных копиях воедино, — это ПО ещё и делает отчёт о дублировании резервных копий доступным напрямую внутренним клиентам ИТ-отдела. В итоге заинтересованным сторонам попросту не требуется запрашивать у администраторов резервного копирования выборочную или последовательную проверку лент: мгновенное их состояние каждый день адекватно отражается в регулярном автоматическом отчёте. Осознание того, что все данные надёжно защищены и при необходимости будут доступны незамедлительно, позволяет значительно снизить стресс, испытываемый на всех уровнях руководства компании-заказчика в столь непростой отрасли, как ритейл люксовых брендов.

OCS своих не бросает

Современное ПО для резервного копирования, тем более с поддержкой виртуализации и развитыми средствами администрирования, требует определённых навыков в освоении. Оно доступно предустановленным на тестовые серверы в демонстрационной лаборатории OCS, которая всегда открыта для партнёров и их заказчиков.

На базе собственных физических и вычислительных мощностей OCS обеспечивает возможность изучить и испытать наиболее востребованные решения Veritas в сопровождении опытных инженеров дистрибьютора, готовых оказать помощь в развёртывании специфических рабочих сценариев клиента и представить все необходимые консультации — как в ходе тестирования, так и после него.

По направлению Veritas в OCS работает сильная команда, которая осуществляет поддержку и консультирует партнёров по всем возникающим рабочим вопросам, от процессуальных до технических. Ответ на обращение гарантирован в течение одного рабочего дня.

Поддержка дилерам по всей России, участие в разработке проектов вне зависимости от их масштаба или местоположения — вот партнёрская политика дистрибьютора. В любой ситуации дистрибьюторская компания OCS поддержит партнёров на всех этапах, начиная от проектирования и заканчивая введением в эксплуатацию на рабочей площадке заказчика, — своих не бросит!

Статья на правах рекламы