27 июля 2015 г.
Официальные продажи «умных часов» Apple Watch в России стартуют утром 31 июля в 7 часов 01 минуту. Очевидно, что в российских условиях Apple Watch не будут массовыми, их не будут покупать сотнями тысяч по целому ряду причин. Но ситуация с «умными часами» Apple весьма показательна для понимания состояния ниши wearable electronics и оценки ее перспектив.
Будут ли Apple Watch популярны в РФ?
Нет, не будут. Причин тому множество. Ценник на Apple Watch начинается от 23 990 и может достигать 1 200 000 руб., даже модели нижнего ценового диапазона оказываются весьма дорогими. Новейшие LG Urban в рознице присутствуют по цене 19990 руб., Asus ZenWatch предлагают дешевле 17 тыс. руб, старшие smart-часы Samsung предлагают за 15 тыс, наконец, Sony SmartWatch 3 можно купить тысяч за десять.
При подчеркнуто высокой цене носимый девайс из Купертино не обладает ни принципиально новыми возможностями, ни уникальным стильным дизайном, в нем нет ничего революционного. Из интересного в конструкции — «цифровая коронка», аппаратный элемент для навигации, стилизованный под заводную головку традиционных часов, используемый наряду с сенсорным экраном, который, кстати, поддерживает технологию ForceTouch, позволяющую распознавать силу нажима. С инженерной точки зрения, это, конечно, любопытные новшества. Но эти элементы не создают вау-факторов и вряд ли способны мотивировать к покупке такого гаджета-компаньона, а поэтому с маркетинговой точки зрения не важны.
Напомню также о том, что это пока первая версия такого продукта у Apple, которая предсказуемо имеет множество мелких недоработок. Устройство переживает «болезни роста», которые продукту еще предстоит «перерасти» в ходе своего развития. С одной стороны, это нормально, но с другой аналитики и тестировщики отмечают «сырость» Apple Watch, ранее нехарактерную для продуктов компании.
Наконец, «часы» из Купертино работают только в экосистеме Apple. Причем и там совместимость ограничена: Apple Watch могут работать только с iPhone начиная с пятого и выше, то есть с довольно дорогими моделями. С подешевевшими до «бюджетной» цены в 18 тыс. iPhone 4s «умные часы работать не будут, равно как и с iPad или с iPod. Это обстоятельство делает заметно дороже «входной билет» для желающих использовать Apple Watch, что по понятной причине негативно скажется на продажах этих «часов».
Но, если с Apple Watch все так непросто, то как объяснить то, что по данным свежих отчетов, то эти часы занимают три четверти мирового рынка?
Оглушительный успех второго квартала?
Во втором квартале Apple Watch заняли 75,5% мирового рынка «умных часов» в натуральном выражении, по данным Strategy Analytics. Судя по всему, сработала «аура Apple» и длительное ожидание нового продукта.
За квартал Apple продал 4 миллиона «часов», а все прочие вендоры, по данным Strategy Analytics, вместе реализовали всего 1,3 млн устройств. Ближайший конкурент — Samsung — за квартал реализовал на порядок меньше «часов», всего 400 тыс. Казалось бы, это оглушительный успех, особенно, если учесть, что Apple Watch присутствовали на рынке ограниченное время — предзаказы начали принимать 10 апреля, а продажи начаты только 24 апреля.
Количество фанатов техник Apple велико, а ждали выхода фирменных «часов» они долго, несколько сезонов, поэтому повышенный интерес к новинке вполне объясним. Покупательная способность американского и европейского абонента заметно выше, чем российского, поэтому «там» цена «часов» выглядит не такой высокой, как «здесь». Однако, есть еще два важных момента.
Продажи техники Apple «на старте» бывали и куда как более выразительны, например, при начале продаж iPhone 6/6plus за первые три дня продаж было распродано 10 млн. новых аппаратов. Заметим, телефоны были существенно дороже «часов», ожидали iPhone 6/6plus не так долго, как Apple Watch, да и выходили «шестерки» не в пустую нишу, как «часы».
Если вспомнить про эти обстоятельства, то начало продаж Apple Watch уже перестает казаться настолько успешным. Продолжение, однако, еще печальней.
Что было дальше?
Реализация четырех миллионов «часов» Apple была ажиотажным спросом, за которым, судя по всему, последовал резкий спад.
По данным Slice Intelligence на рынке США уже в начале мая наблюдался резкое — на 90% — падение продаж Apple Watch по сравнению с первыми неделями их присутствия на рынке. Если в апреле американцы покупатели порядка 200 тыс. часов в день и 1,5 млн устройств было распродано за неделю, то в мае в день продавали порядка 20 тысяч часов. Интерес к «часам» продолжал падать и в начале июня продажи составляли порядка 10 тыс. устройств в день. На других рынках, судя по всему, ситуация тоже не радужная.
Apple расширила географию распространения продукта за пределы основных рынков. В США, Канаде, Великобритании, Австралии, Франции, Германии, Гонконге, Китае и Японии «умные часы» Apple появились 24 апреля, «вторым эшелоном» стали Мексика, Италия, Сингапур, Южная Корея, Испания, Швейцария и Тайвань, где они стали доступны с 26 июня, в июле продажи начинаются в «третьем эшелоне», причем в первой волне Нидерланды, Швеция и Таиланд, где «часы» доступны с 17 июля, а потом к ним добавятся рынки Российской Федерации, Турция и Новая Зеландия, где продажи начнутся, как мы отмечали, 31 июля.
Ситуацию можно рассматривать как дополнительный показатель не-успеха «часов». Apple, как обычно, демонстрирует закрытость, но аналитики ожидали выхода часов на российский рынок только к декабрю. При этом отмечали, что это событие может состояться несколько раньше, если рынки «второго эшелона» встретят новинку прохладно. Видимо, встреча прошла совсем холодно, раз выход состоится раньше более чем на сезон.
Но, тем не менее, официальное появление Apple Watch достаточно важно для российского рынка, более того, это событие следует рассматривать как знаковое. Дело в том, что это событие однозначно указывает: «умные часы» стали действительно массовым товаром. Хотя мы неоднократно писали о том, что продажи smart-часов квартал за кварталом показывают хорошие результаты, про становление этого направления как массового можно говорить только сейчас, с выходом на него осторожной Apple.
Немного истории
Принято считать, что Apple является чуть ли не самой инновационной компанией в сегменте ИТ, постоянно предлагающей рынку умопомрачительные новинки, многие из которых опережают свое время. Так было, но в прошлом веке, когда Apple экспериментировала очень смело и действительно не всегда успешно. Но сейчас ситуация совершенно иная.
Смелые эксперименты с созданием устройств для принципиально новых ниш закончились примерно во времена сворачивания проекта Newton, который, напомню, инициировал сам вернувшийся в компанию Джобс, причем случилось это еще в прошлом веке — в 1998 году. Мы, конечно, помним, что Apple создала культовый Newton Message Pad и рискнула вывести его на рынок, но только это было в совершенно иную эпоху.
С во времен триумфального возвращения «отца-основателя» компания компания хотя и много раз принимала неоднозначные решения, но раз за разом с великолепной точностью выпускала только решения, к которым рынок был уже готов, которые пользователи уже ждали (даже не всегда осознавая это), и поэтому новинки Apple встречали с восхищением. Отказ от дискет, а потом и от оптических приводов, переход на моноблоки в массовом сегменте и многие другие решения, которые выглядели ультра-инновационными, на самом деле оказывались в точности «в нужное время в нужном месте». Сказанное относится и к продуктам, вспомните, например, в новом веке компания почти никогда не промахивалась.
Интересно, что в сегменте smart-часов «обогнать время» стремились другие компании, одной из которых была Microsoft. Напомним о попытке рэдмондской корпорации внедрить SPOT (Smart Personal Objects Technology) — действительно прорывную технологию, которая была направлена на формирование на единой технологической платформы для самой разной бытовой электроники, как стационарной (например, кофеварок), так и носимой «умных часов»). На Consumer Electronic Show 2003 лично Билл Гейтс представлял SPOT, что прекрасно иллюстрировало важность этого направления для корпорации. Еще бы — распространение этой технологии позволило бы Microsoft сформировать огромные массовые и поистине всепроникающие рынки, которые сейчас занимают smart house и wearable electronic, а также захватить там лидирующие позиции.
Интересно, что корпорация вложила средства в создание для этого направления новой элементной базы с пониженным энергопотреблением, новых стандартов и даже новых информационных сервисов! Партнерами корпорации стали известные фирмы, например, часы с поддержкой SPOT выпускали такие известные производители как Tissot, Swatch, Fossil и Suunto, ее использовали навигаторы Garmin и т.д. Но красивая, масштабная и поистине инновационная затея провалилась, что сама Microsoft признала спустя пятилетку — в 2008 году. Уровень электроники — причем в самом широком смысле, от процессоров для мобильного использования до аккумуляторов — на тот момент было недостаточным для создания недорогих и развитых систем, развитие мобильного интернет-доступа и беспроводный коммуникаций малого радиуса действия также оставляли желать многого лучшего. В этом миллениуме Microsoft часто рисковал и выпускал в продажу инновационные продукты, которые должны были формировать новые сегменты, но их далеко не всегда благосклонно встречал рынок, вспомним, например, плеера Zune, телефоны Kin и другие решения.
Apple же с восхитительной точностью оказывался «в нужное время в нужном месте» и действовал наверняка, причем почти всегда безошибочно. Если внимательно посмотреть на рыночную политику Apple, то можно легко увидеть, с какой аккуратностью и осторожность действует Apple, выходя только на предсказуемые сегменты. «Умные часы», разговоры о которых велись сезона три, компания из Купертино выпустила именно сейчас — выводы из этого факта напрашиваются сами собой.
Что это значит для ритейла?
При всей важности появления Apple Watch вообще и на российском рынке в частности ритейлу вовсе не обязательно начинать продажу этих моделей. Тому есть множество причин, основными из которых является высокая цена и невозможность «вотчам» работать с гаджетами, построенными на платформах, отличных от iOS. Продвижение Apple Watch актуально крупным федеральным ритейлерам, торговым точкам, специализированным на технике Apple, да интернет-магазинам, продвигающим wearable electronic.
Но с 31 июля для любого ритейлера, работающего на рынке цифровой электроники, наличие в ассортименте «умных часов» и «умных браслетов» — must have. Теперь их отсутствие на прилавке столь же удивительно, как и, например, отсутствие традиционных сотовых «трубок» или bluetooth-гарнитур — пусть это товары не самые ходовые, но пренебрегать ими никак нельзя.
Вариантов много, причем на рынке появляются все новые и новые вендоры. Например, появилась официально не подтвержденная информация о планах Xiaomei в ближайшем будущем выпустить «умные часы» по цене менее 6 тыс. руб., что для рынка будет куда как важнее, чем появление Apple Watch.
Источник: Александр Маляревский