27 августа 2020 г.
Осенний сезон в wearables начинается для Google достаточно жестко. Перспективы «носимого Андроида» выглядят не очень впечатляющими, несмотря на рост рынка. Давление конкурентов на Wear OS оказывается велико, причем речь не только о WatchOS, но и о специализированных операционных системах для носимых устройств, созданных другими вендорами. Теоретически все выглядело легко и просто: Google Wear OS, присутствующая в одной экосистеме с самой популярной «операционкой» для мобильных устройств, должна была естественным образом занять лидирующее место и в сегменте «новой мобильности» — в носимых устройствах, однако реальность оказалась несколько иной. В сегменте «умных часов» лидирует Apple WatchOS, занимая более половины рынка по итогам первого полугодия, а доля, занимаемая Google Wear OS в десять раз меньше, по данным Counterpoint.
Ситуация на рынке
Сегмент растет быстро: за первое полугодие продажа «умных часов» выросла на 20% год-к-году, по данным Counterpoint. Успешней всего идут продажи у Apple, которая при растущем рынке увеличила долю с 43,2% до 51,4%. Доли ближайших конкурентов гораздо меньше: Garmin (9,4%), Huawei (8,3%), Samsung (7,2%), следует из отчета. Заметим, что относительно успешные конкуренты выпускают «умные часы» не на WatchOS, а на своих платформах.
Кроме того, WatchOS наращивает долю, а в сегменте «прочие» конкуренты теснят Wear OS. Garmin за год увеличил долю на 31%, что гораздо быстрее роста сегмента и привело вендора на второе место. Еще выше динамика у Huawei, но этого пока хватило только на третье место. Ситуация у Samsung во втором полугодии может измениться с выходом долгожданной новинки Galaxy Watch 3. Аналитики также отметили агрессивный рост Huawei Lite и Amazfit OS, который в ближайшее время будет поддержан выходом новых устройств.
Ключевые новинки — на платформах-конкурентах
Samsung ликует: за первые 3недели на рынке смарт-часы Galaxy Watch 3 (на фото — по центру) превысили показатели продаж своих предшественников в 3 раза, по сообщению корейского информационного агентства Yonhap News. Galaxy Watch 3 также побили рекорд по продажам в первый день. Такие показатели были достигнуты несмотря на существенное подорожание устройств: Watch 3 стоит 430 евро, а предшественники были на треть дешевле — 300 евро. Этот факт говорит о высокой востребованности качественных смарт-часов. Galaxy Watch 3 насыщены интересными функциями и эргономичны: Samsung вернул на этой модели дополнительный элемент управления — вращающийся безель. Однако часы Samsung работают под управлением собственной операционной системы, построенной на основе Tizen, входят в экосистему Samsung, а поэтому являются конкурентами для Wear OS.
Новинки, конечно, есть и у других вендоров. Например, Fitbit, сокративший за год долю рынка с 3,4% до 2,4%, не намерен мириться с такой ситуацией и в конце августа представил полноценные «умные часы» Sense 3 (на фото — слева) и Versa 3, причем обладающие хорошей автономностью. Подчеркнем, что обе новые модели работают под управлением Fitbit OS, которая позволяет устанавливать приложения из фирменного store. В новинках есть датчик пульса, GPS, функции отслеживания 20+ видов спортивной нагрузки и сна, умный будильник, голосовой помощник (Amazon Alexa либо Google Assistant), режим AlwaysOn Display, быстрая зарядка и поддержка Fitbit Pay. Топовая Sense получила также возможность снимать кардиограмму, определять уровень стресса и измерять температуру, а также более гламурный корпус из нержавеющей стали.
На платформе Google пока нет новых интересных моделей, сочетающих дизайн с инновационностью. Из любопытных новинок можно отметить Oppo Watch (на фото — справа), о которых CRN/RE писал ранее. Интересно, что на Wear OS построена лишь «интернациональная» модификация этих часов, которая предназначена для продаж за пределами Китая, а модификация для внутреннего рынка Поднебесной работает под ColorOS Watch, собственной разработкой Oppo.
Что дальше?
Аналитики Counterpoint ожидают, что двумя следующими ключевыми возможностями смарт-часов станут функция обнаружения падения и датчик, определяющий уровень насыщения крови кислородом. Но, вполне возможно, мощным драйвером станет возможность использования носимых гаджетов для бесконтактной оплаты.
Популярность бесконтактных платежей быстро растет. Наиболее распространенным решением для бесконтактной оплаты является банковская карта, но популярность гаджетов в качестве устройства для платежа тоже велика и растет крайне быстро. По данным MasterCard, уже в среднем 28% европейцев — а для россиян эта доля радикально выше, 36%! — предпочитают оплачивать покупки смартфоном. Другие гаджеты как инструмент для оплаты, например, смарт-часы, менее популярны в силу своей меньшей распространенности, но ими уже предпочитают расплачиваться 4%.
Wear OS объединена в единую экосистему с Google Pay, системой расчетов популярной и знакомой практически всем пользователям смартфонов. Заметим, что это могло стать мощным козырем в продвижении устройств на Wear OS, ведь популярность бесконтактных платежей растет ударными темпами и по причине удобства, и из-за коронавируса. Могло, но не стало. Сегодня у Google Pay множество аналогов: бесконтактные платежи с успехом принимают в системах Samsung Pay, Garmin Pay, Fitbit Pay и в быстрорастущей в силу понятных причин Huawei Pay, не говоря уже о популярной Apple Pay. Возможно, активные совместные действия Google вместе с банками и платежными системами — это может быть как глобальная MasterCard, так, например, и локальная «Мир» — могли бы послужить активизации продвижения Wear OS на рынке. Но как будет развиваться ситуация, пока сложно предсказать. С уверенностью можно лишь предположить, что и в сегменте wearable electronics платформу Google будут ждать непростые времена.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE