24 августа 2021 г.
Один из инструментов кибербезопасности — аутентификация при разблокировке смартфона с помощью отпечатка пальца, пароля, графического ключа, лица, сетчатки глаза и др. Две трети владельцев смартфонов в России пользуются такой системой защиты, причем чаще это делают владельцы устройств на iOS и те, кто активно пользуется мессенджерами и банковскими приложениями (вне зависимости от операционной системы устройства). Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.
Согласно всероссийскому репрезентативному опросу, в котором участвовали 1600 человек из 53 регионов страны, 70% россиян являются владельцами смартфонов. Чаще других ими пользуются люди
Операционная система Android гораздо больше распространена в России, чем iOS (80% против 16% пользователей соответственно). Доля пользователей устройств на iOS выше среди молодежи до 35 лет (25%), а на ОС Android — среди людей
Две трети владельцев смартфонов (66%) используют различные способы аутентификации при разблокировке смартфона, чтобы защитить свои данные на нем. Чаще всего россияне используют разблокировку с помощью отпечатка пальца (38%), пароля или кода (32%) и графического ключа (18%; подробнее — в таблице 4).
Аутентификацию при разблокировке (по коду, паролю, отпечатку пальца и др.) чаще используют владельцы устройств на iOS (88% против 62% среди владельцев устройств на Android соответственно). Различаются любители смартфонов на iOS и Android и по предпочитаемым способам аутентификации — так, первые в 8 раз чаще используют для разблокировки гаджета распознавание лица, что связано с отсутствием сканера отпечатка пальцев в большинстве смартфонов компании, выпущенных за последние годы.
Менее популярна аутентификация при разблокировке смартфона среди россиян в возрасте 60 лет и старше (опция выключена у 59%) и женщин (выключена у 39% против 27% среди мужчин).
Россияне защищают персональные данные, сведения о финансах и личную переписку. Наиболее часто аутентификацию при разблокировке применяют те владельцы смартфонов, которые активно пользуются мессенджерами и банковскими приложениями. Реже других — пользователи приложений для поддержания ЗОЖ и бронирования путешествий (подробнее — в таблице 6).
Хотя большинство владельцев смартфонов уделяют внимание кибербезопасности, в целом вопрос о том, кто и как должен защищать персональные данные в цифровой среде, остается острым. Недавнее исследование НАФИ показало: 81% россиян перекладывают ответственность за сохранность своей персональной информации на других**. Чаще всего в утечках данных они обвиняют владельцев сайтов, где эти данные оставлялись, провайдеров сервисов или государство.
Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ, рассказывает: «Вопросы кибергигиены лежат в основе цифровой грамотности современного человека. И блокировка мобильного устройства — это отличный индикатор отношения людей к защите своих данных. От того, насколько россияне сами способны защитить свою личную информацию, все больше зависит их благополучие — и это не только защита от мошенников, но и вопрос создания вокруг себя комфортной информационной среды, исключающей навязчивую рекламу, манипуляцию, пропаганду и другого рода информационные девиации».
«Скажите, пожалуйста, какой именно способ разблокировки смартфона сейчас настроен на вашем телефоне?», в % от опрошенных, смартфоны которых при включении требуют разблокировку
|
iOS |
Android |
|
Отпечаток пальца |
38 |
38 |
38 |
Код, пароль или ПИН-код |
32 |
29 |
33 |
Графический ключ |
18 |
- |
23 |
Распознавание лица |
10 |
32 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
1 |
2 |
Источник: Пресс-служба компании НАФИ