27 марта 2023 г.

Антон Сергеев

При автоматизации бизнес-процессов перед каждым руководителем или собственником компании встает вопрос: что лучше и менее затратно — RPA или традиционная автоматизация. Несмотря на то, что оба подхода разработаны для решения аналогичных задач, они имеют принципиальные различия. О каждом из них подробно рассказал Антон Сергеев, руководитель направления RPA компании iiii Tech.

RPA (Robot Process Automation — автоматизация процессов при помощи программных роботов) — инновационная технология, которая появилась в 2000-годах, и основана на программных роботах, выполняющих рутинные операции за человека. Несмотря на то, что сводены к минимуму ошибки, связанные с человеческим фактором, технология RPA не всегда является панацеей. Рассмотрим подробнее различия между традиционной автоматизацией и применением RPA.

Технология

RPA задействует программных роботов (цифровых сотрудников) для имитации действий пользователей. То есть, работает с front-end частью задействованных в процессе систем, с пользовательским интерфейсом. В данном случае достаточно понимания работы системы на уровне пользователя. Более того, технологические ограничения перестают играть важную роль для реализации — то, что пользователь может сделать мышью и клавиатурой, может сделать и робот.

Традиционная автоматизация использует API и другие способы интеграции различных систем. Команде разработчиков в данном случае необходимо знание задействованных систем изнутри для эффективной реализации их взаимодействия. Также при традиционной автоматизации возможен ряд технологических ограничений — устаревшее или усеченное API, ограничение в настройке из-за отсутствия исходного кода приложения, что особенно часто возникает при попытке автоматизировать взаимодействие с legacy-системами.

Скорость развертывания

Внедрение RPA-решений зачастую значительно быстрее по срокам по сравнению с классической автоматизацией, так как не нужно ничего менять в инфраструктуре. Сложность проекта определяется самими процессами, а не задействованным в них технологическим стеком. Традиционная автоматизация может растянуться на несколько месяцев, так как придется корректировать и кастомизировать существующую инфраструктуру. Разработка, внедрение, тестирование и технико-экономические обоснования занимают больше времени, чем при использовании RPA.

Кастомизация

RPA-решения предлагают высокие возможности по кастомизации. Здесь возможно создавать программных роботов под специфические задачи. При этом в случае классической автоматизации спектр решаемых задач зачастую ограничен предусмотренными возможностями интеграции в задействованных системах и их API.

Стоимость внедрения и поддержки

В краткосрочном периоде и при малом масштабе RPA может оказаться дороже традиционных методов автоматизации (с учетом стоимости лицензий). Но когда речь заходит о долгосрочной перспективе и масштабировании, то выгодна от высвобожденных FTE, простота обслуживания и возможности по утилизации лицензий позволяют говорить о ROI, практически недостижимых в случае с традиционной автоматизацией. Для решениях небольших и простых задач в малых масштабах традиционная автоматизация становится выгоднее RPA. Но сложность в масштабировании, обслуживании большого числа процессов, трудоемкость при внесении изменений — в долгосрочной перспективе могут привести компанию к бОльшим вложениям.

Масштабируемость

Решения RPA легко масштабируются — многие российские и зарубежные разработчики предлагают low-code и no-code решения, упрощающие создание новых процессов, а также различные виды лицензирования. Управление большими фермами роботов также облегчается наличием оркестраторов. Традиционная поэтапная автоматизация бизнес-процессов реализуется, по факту, как совершенно новый отдельный проект, что требует больше трудозатрат и специалистов.

Многофункциональность

Еще один момент, который обеспечивает RPA. В отличии от традиционной, предполагающей автоматизацию конкретного процесса, RPA может в дальнейшем применяться во многих бизнес-процессах компании. Технология не привязана к определенному роду деятельности, конкретным задачам, поэтому применяется не только в крупных холдингах, но и среди представителей малого и среднего предпринимательства, где необходимо автоматизировать слишком много бизнес-процессов. Например, при сборе необходимых данных к ежегодному совету директоров, подготовке квартальной или ежегодной отчетности, формировании клиентской базы. Это, прежде всего, банки, интернет-торговля, ритейл, промышленность, страхование, транспорт. Чаще всего в них роботизируют бухгалтерские, HR- и IT-задачи. Согласно исследованию McKinsey около 30% процессов в 60% должностях могут быть автоматизированы.

Нецелесообразно будет внедрять RPA в IT-инфраструктуру любого бизнеса, которая не включает в себя множество корпоративных систем с модулями и сторонними сервисами. Здесь выгоднее использовать традиционную автоматизацию и начать с двух-трех основных процессов, особенно, если бизнес до сих пор не полностью оцифрован.

Источник: Антон Сергеев, руководитель направления RPA компании iiii Tech